Сопоставление проектной численности населения по генеральным планам 1958, 1967, 1981 г.г. с фактической численностью населения Белгорода свидетельствует о неудовлетворительных прогнозах населения во всех генеральных планах.
При этом в первых двух (1958 и 1967 г.г.) фактическая численность населения превысила прогнозируемую. В генплане 1958 г. на первую очередь в 1,5 раза, на проектный срок в 2 раза, а в генплане 1967 г. на первую очередь на 25%, на расчетный срок на 15%). В первом случае был явно недооценен потенциал областного центра вновь образованной Белгородской области, динамизм его развития, особенно в первый период выполнения Белгородом его "столичных" функций.
Генеральный план 1981 г., учитывая опыт предыдущих генпланов, предусматривал значительный рост населения Белгорода, который был не выше темпов роста предыдущих периодов и был вполне реалистичным. Однако, в связи с кардинальным изменением курса социально-экономического развития России, оказавшим отрицательное воздействие в период перестройки на развитие экономики, населения, общественного устройства, население Белгорода не достигло прогнозируемого уровня на первую очередь на 5% и на проектный период на 20 - 25%, что в абсолютных показателях составило 30 и 80 - 110 тыс. чел. соответственно.
Сопоставление прогнозировавшейся в генеральных планах и фактической численности населения характеризуется следующими данными: