В основу прогноза розничной торговой сети положен рост физического товарооборота в неизменных ценах на душу населения, рост численности населения города, неизбежное укрупнение торговых предприятий в перспективе, сокращение нагрузки на кв. м торговой площади с целью достижения большей комфортности в торговле. Кроме того, в связи с дальнейшим развитием Белгородской агломерации товарооборот предприятий Белгорода должен еще больше увеличится за счет "сопряженного" населения.
В соответствии с проведенными расчетами по выявлению возможности населения по приобретению недвижимости (жилья) на сберегаемые средства ежегодный рост расходов на текущие нужды (прежде всего это покупка товаров) предусматривался в размере 5%, что оставит рост к 2010 г. - 155%. Доходы на душу населения по разным вариантам в соответствии с теми же расчетами к 2010 г. предположительно увеличиваются в диапазоне 30 - 90%.
Согласно расчету по исходным данным Белгородского областного статистического управления товарооборот розничной торговли на душу населения по Белгородской области в сопоставимых ценах за 11 лет (с 1990 по 2001 г.г.) снизился на 17%.
Таким образом, товарооборот на душу населения на 2010 г. принят 45 тыс. руб. (28,6 * 1,6), а общий розничный товарооборот - порядка 16 млрд руб. в современных неизменных ценах. На расчетный срок, при увеличении расходов на приобретение товаров еще в 1,5 раза и росте численности населения до 400 тыс. чел., общий товарооборот составит порядка 27 млрд руб.
Соотношение товарооборота торгующих организаций и рынков неустойчиво и имеет оправданную тенденцию к повышению доли торгующих организаций (в 2000 г. - 38%, в 2001 г. - 60%, в 2002 г. - 61%). В прогнозе принята с еще большим увеличением: на первую очередь - 70%, на расчетный срок - 80%.
Ориентировочные прогнозные характеристики развития розничной торговли в Белгороде следующие (табл. 5.20):
Таблица 5.20
Прогноз развития розничной торговли города | Современное состояние | 2001 г. | 2025 г. |
Розничный товарооборот, млрд руб., в т.ч.: | 9,9 | 16 | 27 |
Торгующие организации, млрд руб. | 6,0 | 11 | 21,5 |
- торговая площадь, тыс. кв. м | 76,3 | 140 | 300 |
- то же на 1000 жителей, кв. м | 227 | 390 | 750 |
Рынки, млрд руб. | 3,9 | 5,0 | 5,5 |
- торговых мест, тыс. | 6,4 | 8,0 | 10 |
- то же на 1000 жителей, торговых мест | 19 | 22 | 25 |
Количество торговых предприятий города, имея в виду их небольшую величину (в настоящее время средний размер торговой площади 730 торговых предприятий 100 кв. м), несмотря на существенный рост товарооборота и суммарной торговой площади, изменится незначительно. При увеличении средней величины предприятия на первую очередь в два раза и на расчетный срок еще в два раза их общее количество останется примерно на современном уровне (700 - 900 объектов).
При концентрации торговой деятельности мелкие предприятия будут вытесняться более крупными. Средний радиус доступности одного торгового предприятия в расчете на перспективную селитебную территорию составит 100 - 150 м.
Количество рынков может быть увеличено с 14 в настоящее время до 20. Необходимо строительство крытых рынков и благоустройство существующих.
Общественное питание предположительно будет развиваться более быстрыми темпами, чем розничная торговля. Перспективные характеристики развития открытой общедоступной сети общественного питания Белгорода могут быть следующие (табл. 5.21):
Таблица 5.21
Общественное питание (открытая сеть) | Современное состояние | 2010 г. | 2025 г. |
Число посадочных мест, тыс. | 7,7 | 15 | 40 |
Число предприятий общепита, ед. | 240 | 550 | 1000 |
Посадочных мест, на тыс. жит. | 23 | 42 | 100 |
Товарооборот общественного питания к 2010 г. и к 2025 г. предположительно увеличится в 2 и 6 раз, в расчете на душу населения примерно в такой же пропорции. Степень концентрации несколько увеличивается по сравнению с современным уровнем, но будет существенно ниже, чем в розничной торговле.