Действующий

Об утверждении генерального плана городского округа "Город Белгород" Белгородской области



5.1.2.5. Торговля и общественное питание


В основу прогноза розничной торговой сети положен рост физического товарооборота в неизменных ценах на душу населения, рост численности населения города, неизбежное укрупнение торговых предприятий в перспективе, сокращение нагрузки на кв. м торговой площади с целью достижения большей комфортности в торговле. Кроме того, в связи с дальнейшим развитием Белгородской агломерации товарооборот предприятий Белгорода должен еще больше увеличится за счет "сопряженного" населения.


В соответствии с проведенными расчетами по выявлению возможности населения по приобретению недвижимости (жилья) на сберегаемые средства ежегодный рост расходов на текущие нужды (прежде всего это покупка товаров) предусматривался в размере 5%, что оставит рост к 2010 г. - 155%. Доходы на душу населения по разным вариантам в соответствии с теми же расчетами к 2010 г. предположительно увеличиваются в диапазоне 30 - 90%.


Согласно расчету по исходным данным Белгородского областного статистического управления товарооборот розничной торговли на душу населения по Белгородской области в сопоставимых ценах за 11 лет (с 1990 по 2001 г.г.) снизился на 17%.


Таким образом, товарооборот на душу населения на 2010 г. принят 45 тыс. руб. (28,6 * 1,6), а общий розничный товарооборот - порядка 16 млрд руб. в современных неизменных ценах. На расчетный срок, при увеличении расходов на приобретение товаров еще в 1,5 раза и росте численности населения до 400 тыс. чел., общий товарооборот составит порядка 27 млрд руб.


Соотношение товарооборота торгующих организаций и рынков неустойчиво и имеет оправданную тенденцию к повышению доли торгующих организаций (в 2000 г. - 38%, в 2001 г. - 60%, в 2002 г. - 61%). В прогнозе принята с еще большим увеличением: на первую очередь - 70%, на расчетный срок - 80%.


Ориентировочные прогнозные характеристики развития розничной торговли в Белгороде следующие (табл. 5.20):



Таблица 5.20

Прогноз развития розничной торговли города

Современное состояние

2001 г.

2025 г.

Розничный товарооборот, млрд руб., в т.ч.:

9,9

16

27

Торгующие организации, млрд руб.

6,0

11

21,5

- торговая площадь, тыс. кв. м

76,3

140

300

- то же на 1000 жителей, кв. м

227

390

750

Рынки, млрд руб.

3,9

5,0

5,5

- торговых мест, тыс.

6,4

8,0

10

- то же на 1000 жителей, торговых мест

19

22

25


Количество торговых предприятий города, имея в виду их небольшую величину (в настоящее время средний размер торговой площади 730 торговых предприятий 100 кв. м), несмотря на существенный рост товарооборота и суммарной торговой площади, изменится незначительно. При увеличении средней величины предприятия на первую очередь в два раза и на расчетный срок еще в два раза их общее количество останется примерно на современном уровне (700 - 900 объектов).


При концентрации торговой деятельности мелкие предприятия будут вытесняться более крупными. Средний радиус доступности одного торгового предприятия в расчете на перспективную селитебную территорию составит 100 - 150 м.


Количество рынков может быть увеличено с 14 в настоящее время до 20. Необходимо строительство крытых рынков и благоустройство существующих.


Общественное питание предположительно будет развиваться более быстрыми темпами, чем розничная торговля. Перспективные характеристики развития открытой общедоступной сети общественного питания Белгорода могут быть следующие (табл. 5.21):



Таблица 5.21

Общественное питание (открытая сеть)

Современное состояние

2010 г.

2025 г.

Число посадочных мест, тыс.

7,7

15

40

Число предприятий общепита, ед.

240

550

1000

Посадочных мест, на тыс. жит.

23

42

100


Товарооборот общественного питания к 2010 г. и к 2025 г. предположительно увеличится в 2 и 6 раз, в расчете на душу населения примерно в такой же пропорции. Степень концентрации несколько увеличивается по сравнению с современным уровнем, но будет существенно ниже, чем в розничной торговле.