Территориальный рост Белгорода затрудняет сложная планировочная ситуация, сложившаяся в городе. Целый ряд неблагоприятных условий сдерживает рост города: наличие вокруг города и под городом полезных ископаемых (железных руд, бокситов и строительных материалов), ценные сельскохозяйственные земли в городе и вокруг него, затопляемые пойменные территории, промышленные предприятия со значительными санитарными зонами (до 1000 м), аэропорт в непосредственной близости от жилой застройки, транспортные коммуникации, сложная овражно-балочная система и другие.
Поиск новых селитебных территорий значительно облегчили вошедшие в городскую черту территории в западной части города (25000 га).
В настоящее время эти территории заняты сельскохозяйственными землями с проходящим по ним газопроводом высокого давления.
Кроме того, освоение "Западной" горы имеет свои трудности - сложный рельеф, местами нарушенный овражно-балочной системой, необходимость создания транспортных и инженерных инфраструктур (проведение автомагистралей, строительство путепроводов и инженерных сетей).
В процессе проектирования в генеральном плане рассматривались несколько вариантов развития города:
Первый вариант - предусматривал развитие селитебных территорий, непосредственно примыкающих к центральной, сложившейся части города. Этот вариант включал реконструкцию малоценного жилого фонда центральной части города и на Харьковской горе, строительство новых микрорайонов на Харьковской горе и на левом берегу Сев. Донца, а также строительство на "Западной" горе с выносом магистрального газопровода. Кроме этого, осваивались территории на левом берегу Северского Донца (свободные и со сносом малоценной жилой застройки).
Сложившийся в Центральном районе общественный центр города развивался в южном, западном и восточном направлениях.
Основными планировочными осями города являлись реки Северский Донец, Везелка и Гостянка. В долинах этих рек размещалась основная часть общегородской рекреационной зоны города.
Преимущества первого варианта:
- организация компактного города;
- возможность территориального развития города и городского общественного центра в западном, восточном и южном направлениях и обращенность общественных центров планировочных районов к историческому центру города;
- возможность осуществления основного жилищного строительства в городе на свободных территориях в экологически чистой зоне;
- создание удобных транспортных связей жилых зон с Западной и Восточной промышленными зонами, несмотря на существующую расчлененность территории;
- возможность организации общегородской рекреационной зоны в долинах рек Северский Донец, Везелка и Гостянка с удобными транспортными связями для всех районов города.