Физкультура и спорт относятся к социально значимой сфере деятельности. Согласно методике минимальные нормы исходя из социальных гарантий и общая перспективная потребность населения города в основных спортивных сооружениях следующая (табл. 5.19):
Таблица 5.19
Наименование | Норматив на 10 тыс. жит. | Перспективная потребность (тыс. кв. м) | Средний стандартный размер объекта (кв. м) | Количество объектов |
Спортивные залы | 3.5 тыс. кв. м | 140 | 400 | 350 |
Плавательные бассейны | 750 кв. м зеркала воды | 30 | 200 | 150 |
Плоскостные сооружения | 19.5 тыс. кв. м | 780 | 540 | 1450 |
По данным Управления по физической культуре, спорту и туризму Администрации г. Белгорода в настоящее время из основных спортивных сооружений в городе имеется плоскостных спортивных сооружений (стадионы, теннисные корты) общей площадью 52,7 тыс. кв. м (8 объектов), спортивных залов 11,6 тыс. кв. м (4 объекта), плавательный бассейн 1000 кв. м (1 объект). Это преимущественно крупные объекты, по своим размерам многократно (в 5 - 7 - 12 раз) превышающие рекомендуемые для равномерного размещения по городу с целью их приближения к местам проживания населения, превращения их из объектов периодического пользования в объекты повседневного пользования.
Таким образом, в расчете на перспективное население в городе не хватает порядка 320 спортивных залов средних размеров на 130 тыс. кв. м, 1350 плоскостных сооружений на 730 тыс. кв. м и 140 - 150 плавательных бассейнов стандартных размеров на 29 тыс. кв. м зеркала воды.
Следует иметь в виду, что использованные в расчете нормативы исходят из обеспечения минимальной двигательной активности населения. При достижении нормативных сетевых показателей эти спортивные сооружения становятся объектами повседневного пользования, расположенными непосредственно в жилых районах (кварталах) в пределах пешеходной доступности. Однако, в связи со значительной их капиталоемкостью и отставанием современной обеспеченности от нормативной (особенно это относится к плавательным бассейнам) методикой предусмотрено их достижение по спортзалам к 2015 г., а по плавательным бассейнам к 2050 г. Во всех случаях реальные объемы строительства этих спортивных объектов на каждый период будут зависеть от спроса населения, возможностей бюджета города, если они будут функционировать как социальные объекты или возможностей инвесторов, если они будут работать на коммерческой основе и будут самоокупаться.