Перспективы развития сети образовательных и воспитательных учреждений в решающей степени зависит от перспективной численности населения и его возрастной структуры.
Согласно гипотезе демографического развития возрастная структура населения Белгорода следующая (табл. 5.8):
Таблица 5.8
Группа населения | Исходный год | 2010 г. | 2025 г. | |||
тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | |
Население, в т.ч.: | 337,6 | 100 | 360 | 100 | 400 | 100 |
моложе трудоспособного | 55,4 | 16,4 | 51,5 | 14,3 | 58,5 | 14,6 |
трудоспособный возраст | 217,8 | 64,5 | 219,5 | 61,0 | 198 | 49,5 |
старше трудоспособного | 64,4 | 19,1 | 89,0 | 24,8 | 143,5 | 35,9 |
Более детальная ориентировочная возрастная структура молодежных возрастных групп на перспективу может быть следующей (табл. 5.9):
Таблица 5.9
Возрастная группа | Исходный год | 2010 г. | 2025 г. | |||
тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | тыс. чел. | % | |
Население, - всего | 337,6 | 100,0 | 360 | 100,0 | 400 | 100,0 |
0 лет | 2,6 | 0,8 | 3,7 | 1,0 | 3,4 | 0,9 |
1 - 6 лет | 15,9 | 4,7 | 21,5 | 6,0 | 20,8 | 5,2 |
7 - 15 лет | 37,1 | 11,0 | 26,4 | 7,3 | 34,6 | 8,7 |
16 - 17 лет | 11,3 | 3,4 | 6,0 | 1,7 | 8,2 | 2,0 |
7 - 17 лет | 48,5 | 14,4 | 32,5 | 9,0 | 42,8 | 10,7 |
18 - 19 лет | 11,3 | 3,4 | 6,0 | 1,7 | 8,2 | 2,0 |
20 - 24 лет | 29,4 | 8,7 | 24,5 | 6,8 | 18,0 | 4,5 |
0 - 24 лет | 107,7 | 31,9 | 88,2 | 24,5 | 93,2 | 23,3 |
1 - 24 лет | 105,1 | 31,1 | 84,5 | 23,5 | 89,8 | 22,4 |
Система образовательных учреждений Белгорода представляет собой единый образовательно-воспитательный комплекс, охватывающий возрастной контингент населения города в возрасте от 1 года до 22 - 24 лет, т.е. более 30% всего населения города.
Основными звеньями его являются: детские дошкольные учреждения, общеобразовательные средние школы, учебные заведения начального специального образования (ПТУ), средние специальные учебные заведения (сузы), вузы, не считая специальные заведений дополнительного образования (спортивные школы, школы художественного образования и искусств, коррекционные школы и т.п.).
Перспективы развития сферы образования (в т.ч. ее материальной базы) следует ориентировать на динамику соответствующего молодежного контингента:
ДДУ - 1 - 6 лет, средних общеобразовательных школ - 7 - 17 лет, учебных заведений начального профессионального образования - 16 - 17 и более лет, сузов - 16 - 17 и 18 - 19 лет, вузов - 18 - 19 и частично 20 - 24 лет.
Детские дошкольные учреждения
Перспективная потребность в ДДУ определяется некоторым абсолютным увеличением численности детей дошкольного возраста, сокращением % посещения детей ДДУ коллективного воспитания с 65% в настоящее время до 50% на расчетный срок в связи с предполагаемым развития домашнего и семейного воспитания, сокращением нагрузки на одно место и с учетом выбытия пяти ДДУ постройки 1940 - начала 70-х годов в связи с неудовлетворительным состоянием зданий общей емкостью 470 мест.
Расчет потребности в новых ДДУ приводится в таблице 5.10.
Таблица 5.10
Существующее положение | 2010 г. | 2025 г. | |
Всего детей в возрасте 1 - 6 лет, тыс. чел. | 15,9 | 21,5 | 20,8 |
% посещения ДДУ | 65 | 55 | 50 |
Численность детей в ДДУ, тыс. чел. | 10,3 | 11,8 | 10,4 |
Нагрузка на одно нормативное место в ДДУ | 1,16 | 1,1 | 1,0 |
Нормативная потребность в ДДУ, тыс. мест | 8,9 | 10,8 | 10,4 |
Существующая и сохраняемая нормативная вместимость, тыс. мест | 8,9 | 8,4 | 8,4 |
Дополнительная потребность, тыс. мест | 2,4 | 2,0 |