В настоящее время социально-экономическое развитие Волгограда во многом сдерживается из-за состояния автомобильных дорог. Значительная часть общегородских и районных дорог имеет высокую степень износа и исчерпала свою пропускную способность. Постоянные заторы, особенно на общегородских дорогах, значительно снижают скорость движения, что резко увеличивает транспортные издержки.
Наличие заторов не только резко сокращает скорость доставки грузов и пассажиров, но и приводит к росту аварийности на дорогах, затрудняет своевременное прибытие служб спасения и скорой помощи к местам дорожно-транспортных происшествий.
Автомобильные дороги Волгограда являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры, связывающей между собой районы Волгограда, дороги федерального, регионального и межмуниципального значения. Содержание и ремонт дорог Волгограда отнесены к компетенции органов местного самоуправления Волгограда и осуществляются за счет средств бюджета Волгограда, а также средств вышестоящих бюджетов.
Географически и стратегически Волгоград расположен на пересечении транспортных коридоров государственного значения: Турция - Кавказ (Краснодарский край) - Центральная Россия, Средняя Азия - Центральная Россия. Транспортные коридоры расположены так, что через территорию Волгограда проходит большое количество транзитного автотранспорта. Не имея объездных дорог, транзитный транспорт движется по дорогам в жилой застройке.
Протяженность автомобильных дорог Волгограда составляет 1790,8 км, в том числе автомобильных дорог, имеющих твердое покрытие, более 1200 км. На улично-дорожной сети Волгограда эксплуатируется 25 мостов и путепроводов, 14 подземных пешеходных переходов, 65 водопропускных труб, 44 дамбы, 2 пешеходные эстакады.
В Волгограде сконцентрированы основные фонды предприятий промышленности, административные, торговые, культурные и научные учреждения, железнодорожные узлы, автовокзал и аэропорт, основные транспортные мосты и путепроводы.
Высокая загруженность городских автомагистралей, значительный процент транзитного транспорта, большая интенсивность движения, малая пропускная способность городских улиц и дорог, большинство из которых было спроектировано в начале 50-х годов, и низкие скорости движения автотранспорта - основные транспортные проблемы современного Волгограда.
Анализ дорожных условий Волгограда показывает, что пропускная способность основных магистралей практически исчерпана.
Многолетняя эксплуатация автомобильных дорог Волгограда без достаточных финансовых вложений в их содержание и ремонт привела к тому, что практически большая их часть требует капитального ремонта и реконструкции. При многократно увеличившейся нагрузке на автомобильные дороги Волгограда наблюдается ухудшение их технического состояния, ухудшение экологической обстановки Волгограда.
Значительная часть улично-дорожной сети Волгограда построена в 40 - 60-е годы прошлого века. При устройстве дорожного основания использовался битый кирпич, оставшийся с развалин Сталинграда в Великую Отечественную войну, не соответствующий требованиям, предъявляемым к дорожно-строительным материалам. Конструкция дорожного покрытия рассчитывалась на осевую нагрузку в 6 тонн. В настоящее время осевые нагрузки составляют 11,5 тонн, что превышает в 2 раза расчетную нагрузку. Кроме того, движение тяжелого общественного транспорта (троллейбусы, автобусы) также приводит к деформациям дорожного покрытия в виде колейности.
В настоящее время более 600 км дорог Волгограда не имеют дорожного покрытия. Жители кварталов индивидуальной жилой застройки лишены нормальных условий жизнедеятельности. В период распутицы такие дороги становятся непроезжаемыми.
Постановлением главы Волгограда от 13 августа 2010 г. N 1997 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения в Волгограде и правила их расчета" утверждены нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения в Волгограде.
Нормативная потребность в ассигнованиях на содержание дорог Волгограда на 2016 год составляет 1,3 млрд. рублей. Для сравнения: в 2015 году на годовое содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений из бюджета Волгограда было выделено только 468 млн. рублей. На обслуживании находятся 30% городских автомобильных дорог, 70% городских автомобильных дорог не обслуживаются по причине необеспеченности финансированием, что не снимает ответственности с администрации Волгограда за обеспечение безопасности дорожного движения на городских автомобильных дорогах. Фактически бесхозное состояние более половины городских автомобильных дорог создает прямой ущерб правам граждан на благоприятные условия обеспечения окружающей среды, гарантированных Конституцией Российской Федерации, и, как следствие, - обращения граждан в контрольно-надзорные органы для понуждения к ремонту. В настоящее время только по решению судов необходимо выполнить ремонт автомобильных дорог на сумму более 3 млрд. рублей. На ремонт дорог Волгограда администрацией Волгограда уже разработана проектная документация для реализации в рамках Программы.
Решением Волгоградской городской Думы от 26 марта 2014 г. N 11/257 "Об утверждении Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда" утвержден Порядок ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда, предусматривающий планирование работ по содержанию автомобильных дорог по утвержденным нормативам на основе Программы.