В современном образовательном пространстве школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для осуществления обучения и воспитания, ориентированных на самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.
Школьная библиотека - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.
В образовательных организациях школьная библиотека становится пространством развития компетентности педагогов и внедрения современных образовательных технологий. Приоритетом профессиональной деятельности педагогов становится создание авторского информационно-образовательного контента, включая: электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и другие.
Школьная библиотека в современном образовании становится инфраструктурой для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Эта тенденция, соответствуя принципам непрерывности в образовании, предполагает гибкое обучение в информационной образовательной среде.
Социальная роль школьных библиотек определяется следующими направлениями их деятельности:
- концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;
- совершенствованием читательской и речевой культуры приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;
- формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе;
- развитием и совершенствованием коммуникативной культуры за счет расширения социокультурных практик в разных формах образовательной деятельности.
Основными проблемами и противоречиями развития школьных библиотек являются:
- недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной системы;
- низкое качество книжных фондов школьных библиотек, не отвечающее образовательному и социальному заказу;
- несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек возрастающим требованиям современного образования;