Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" (с изменениями на: 27 декабря 2021 года)

При расчете коэффициента возврата субсидии используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го целевого показателя использования субсидии.

Индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидии (Di), определяется:

а) для показателей результативности использования субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования субсидии, по формуле:

Di = 1 - Ti / Si,

где:

Ti - фактически достигнутое значение i-го целевого показателя использования субсидии на отчетную дату;

Si - плановое значение i-го целевого показателя использования Субсидии, установленное соглашением;

б) для целевых показателей использования субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования субсидии, по формуле:

Di = 1 - Si / Ti,

Основаниями для освобождения муниципальных образований от применения мер ответственности является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств.

13. В случае выявления фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным образованием автономного округа своих обязательств по соглашению Департамент в течение 10 рабочих дней принимает решение о возврате субсидии и направляет в муниципальное образование автономного округа соответствующее требование.

13.1. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления (расходования) к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, и (или) меры административной ответственности.

В случае непредставления отчетов, предусмотренных подпунктом "м" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета автономного округа местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 6 декабря 2019 года N 475-п, Департамент направляет главе муниципального образования (главе местной администрации) предложение об инициировании проведения в установленном порядке служебной проверки с целью привлечения виновных должностных лиц, ответственных за представление указанной информации, к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. (пункт 13.1. дополнен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.04.2020 года N 172-п)

14. Муниципальное образование автономного округа обязано вернуть субсидию в течение 30 календарных дней с момента получения указанного требования.

15. Неиспользованный остаток субсидии на конец финансового года подлежит возврату в бюджет автономного округа в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством автономного округа. (пункт 15 изложен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.04.2020 года N 172-п)

16. В случае если неиспользованный по состоянию на 1 января финансового года, следующего за отчетным, остаток субсидии не перечислен в доход бюджета автономного округа, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета автономного округа в порядке, установленном Департаментом финансов автономного округа. (пункт 16 изменен Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.04.2020 года N 172-п)

17. Департамент, органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Приложение 37

к постановлению Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа - Югры

от 5 октября 2018 года N 338-п

(приложение 37 с изменениями внесенными Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.04.2020 года N 172-п, от 20.08.2021 года N 318-п)

Региональная программа "Повышение финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 - 2030 годы"


Паспорт региональной программы "Повышение финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2021 - 2030 годы" (далее - Программа)

Основание создания и реализации Программы

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р

Заказчик Программы

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее также - автономный округ)

Координаторы Программы

Департамент финансов автономного округа (далее - Депфин Югры); Отделение по Тюменской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Отделение Банка России)

Ответственные исполнители и участники Программы

Департамент образования и молодежной политики автономного округа (далее - Депобразования и молодежи Югры); бюджетное учреждение высшего образования автономного округа "Сургутский государственный университет" (далее - СурГУ) (по согласованию); Департамент экономического развития автономного округа (далее - Депэкономики Югры); Департамент социального развития автономного округа (далее - Депсоцразвития Югры); Департамент труда и занятости населения автономного округа (далее - Дептруда и занятости Югры); Департамент общественный и внешних связей автономного округа (далее - Депсвязей Югры); Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа (далее - Депинформтехнологий Югры); Фонд поддержки предпринимательства Югры "Мой бизнес" (по согласованию); Депфин Югры; Отделение Банка России (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию); общеобразовательные организации автономного округа (далее - общеобразовательные организации) (по согласованию); образовательные организации высшего образования автономного округа (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу (по согласованию); Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по автономному округу (по согласованию); Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по автономному округу (по согласованию); Управление Федеральной налоговой службы по автономному округу (по согласованию); Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по автономному округу (по согласованию)

Цели Программы

повышение уровня финансовой грамотности целевых групп населения автономного округа, содействие в формировании финансово грамотного поведения

Задачи Программы

формирование комплексной системы повышения финансовой грамотности, организация и координация деятельности в сфере повышения финансовой грамотности;

научно-методическое обеспечение и обучение специалистов по вопросам повышения финансовой грамотности населения;

организация и проведение тематических мероприятий по повышению финансовой грамотности для целевых групп и категорий населения автономного округа;

информационное обеспечение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения

Важнейшие целевые (контрольные) показатели реализации Программы

1. Численность педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ, включающих основы финансовой грамотности.

2. Доля учащихся общеобразовательных организаций, охваченных мероприятиями Программы.

3. Доля студентов организаций профессионального образования и высшего образования, вовлеченных в образовательные программы и мероприятия по повышению финансовой грамотности.

4. Доля образовательных организаций, внедривших основы финансовой грамотности в образовательные программы.

5. Количество подготовленных педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы по повышению финансовой грамотности.

6. Количество подготовленных тьюторов, волонтеров и консультантов в сфере финансовой грамотности.

7. Доля граждан, охваченных информационной кампанией, в том числе за счет социальной рекламы

Срок реализации Программы

2021 - 2030 годы

Объемы и источники финансового обеспечения Программы

финансирование Программы осуществляется в пределах мероприятия 2.9 "Повышение финансовой грамотности" подпрограммы II "Общее образование. Дополнительное образование детей" государственной программы автономного округа "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства автономного округа
от 5 октября 2018 года N 338-п

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Увеличение численности педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ, включающих основы финансовой грамотности, с 1971 до 4000 человек.

2. Увеличение доли учащихся общеобразовательных организаций, охваченных мероприятиями Программы, с 6 % до 100 %.

3. Увеличение доли студентов организаций профессионального образования и высшего образования, вовлеченных в образовательные программы и мероприятия по повышению финансовой грамотности, с 3 % до 100 %.

4. Увеличение доли образовательных организаций, внедривших основы финансовой грамотности в образовательные программы,
с 12 % до 100 %.

5. Увеличение количества подготовленных педагогических работников образовательных организаций автономного округа, реализующих образовательные программы по повышению финансовой грамотности, с 825 до 4000 человек.

6. Увеличение количества подготовленных тьюторов, волонтеров и консультантов в сфере финансовой грамотности, с 100 до 550 человек.

7. Ежегодный прирост взрослого населения, охваченного информационной поддержкой по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, с 2 % до 50 %.

Целевые группы Программы

воспитанники дошкольных образовательных организаций, обучающиеся образовательных организаций начального общего, основного общего и среднего общего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования; граждане трудоспособного возраста, в том числе желающие открыть свое дело, субъекты предпринимательской деятельности; граждане с низким и средним уровнем доходов, граждане пенсионного и предпенсионного возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья, безработные граждане, граждане, ищущие работу, состоящие на учете в органах службы занятости населения и другие заинтересованные категории граждан


Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе основных проблем, на решение которых направлена Программа



Разумное финансовое поведение, основанное на достаточном уровне финансовых знаний, умений и навыков, положительно влияет на повышение уровня благосостояния и финансовой безопасности граждан.

Финансово грамотные граждане в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

Масштабность задачи по повышению финансовой грамотности населения предполагает участие в ее решении большого количества заинтересованных лиц, где каждый может вносить определенный вклад в развитие данного процесса в пределах своей компетенции. Важным условием эффективности деятельности по повышению финансовой грамотности является координация усилий на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения.

Исходя из данных, полученных в ходе исследований, проводимых с 2018 года Аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований в условиях проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации", реализуемого Министерством финансов Российской Федерации совместно со Всемирным банком, следует, что уровень финансовой грамотности населения - показатель крайне нестабильный. Субъекты Российской Федерации, в которых реализуются мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности, демонстрируют рост или устойчивость показателей.

В целом по совокупности признаков группа россиян с самым высоким уровнем финансовой грамотности выглядит так: мужчины и женщины в возрасте от 30 до 45 лет, работающие, семейные с 1-2 детьми, проживающие в городах-миллионниках и активно пользующиеся финансовыми продуктами.

Для автономного округа индекс финансовой грамотности за 2020 год составил 12,28 балла, таким образом, произошло повышение показателя по сравнению с 2019 годом на 1,8 %. Такая динамика особенно значима на фоне снижения общероссийского уровня, которое составило 0,16 %, а также в сравнении с показателями пилотных регионов за 2020 год. Необходимо отметить, что в 2018 году индекс финансовой грамотности для автономного округа составлял 12,13, а в 2019 году - 12,06.

По значению частного индекса "Знания" автономный округ в 2020 году также повысил показатель на 2,13 % по сравнению с 2019 годом, результат опроса составил 4,32 балла (общероссийский показатель составляет 4,68 балла, рост по этому значению составил всего 0,21 %). В 2018 году частный индекс "Знания" для автономного округа составлял 4,13, а в 2019 году - 4,23.

Значение частного индекса "Навыки" в 2020 году составило 5,01 балла, что превышает общероссийский уровень на 2,45 % (общероссийский показатель составляет 4,89 балла, в отчетном периоде он остался неизменным) и рост значения на 0,8 % по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В ряду других субъектов Российской Федерации автономный округ по данному значению располагается в группе B - "Выше среднего". В 2018 году частный индекс "Навыки" для автономного округа составлял 5,03, а в 2019 году - 4,97.

Для автономного округа существенным является анализ динамики частного индекса "Установки", прирост значения показателя по которому составил 2,44 % (2,94 балла), что так же, как и частный индекс "Навыки", показывает превышение значения по сравнению с общероссийским уровнем на 5,38 % (значение показателя составило 2,79 балла, рост - всего 0,36 %). В ряду других субъектов автономный округ располагается в группе B - "Выше среднего". В 2018 году частный индекс "Установки" для автономного округа составлял 2,98, а в 2019 году - 2,87.

Таким образом, в автономном округе накоплен значительный опыт по созданию системы информационно-просветительской работы, в которой принимают действенное участие исполнительные органы государственной власти, территориальные органы федеральных органов государственной власти, эксперты финансового и научного сообществ.

Анализ ситуации определяет вектор дальнейшего развития. Для поддержания достигнутого уровня и увеличения значений показателей финансовой грамотности населения автономного округа необходимо продолжать проводить просветительские мероприятия для школьников и родителей, увеличить охват педагогических работников образовательных организаций всех уровней образования программами дополнительного профессионального образования повышения компетенций в области финансовой грамотности, увеличивать долю обучающихся, охваченных образовательными программами по финансовой грамотности, просветительские мероприятия и информационные кампании для различных социальных групп населения.

Для управления и координации работы на основании распоряжения Губернатора автономного округа от 7 сентября 2018 года N 449-рп "О Координационном совете по повышению финансовой грамотности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" создан Координационный совет по повышению финансовой грамотности населения автономного округа (далее - Координационный совет).

С 2019 года в автономном округе ведется работа по следующим направлениям:

1) создание кадрового потенциала из числа педагогических работников дошкольных и общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

2) разработка и распространение учебно-методических материалов по повышению финансовой грамотности различных целевых и возрастных групп населения автономного округа;

3) реализация программ дополнительного профессионального образования по повышению финансовой грамотности для тьюторов из числа специалистов организаций социального обслуживания граждан, представителей социально ориентированных некоммерческих организаций, представителей средств массовой информации;

4) оказание консультационной и методической поддержки педагогам и тьюторам по реализации программ повышения финансовой грамотности среди различных целевых и возрастных групп населения;

5) консультирование населения автономного округа по вопросам финансовой грамотности;

6) организация и проведение массовых просветительских мероприятий (олимпиад, конкурсов, конференций, форумов) и информационных кампаний по повышению уровня финансовой грамотности населения.

Координатором данной работы является Департамент образования и молодежной политики автономного округа.

Работа по содействию повышению финансовой грамотности населения автономного округа требует системного подхода к решению проблем в сфере финансового просвещения граждан.

Программа направлена на обобщение имеющегося опыта работы по повышению финансовой грамотности всех участников данного процесса в автономном округе, в том числе опыта отдельных муниципальных образований автономного округа, реализующих локальные программы повышения финансовой грамотности населения по отдельным узким направлениям, в результате чего будут решаться вопросы выработки единой региональной политики в сфере повышения финансовой грамотности населения, формирования единого информационного пространства и наполнения его доступной, актуальной, достоверной информацией по финансовой тематике, а также дальнейшего развития финансового просвещения граждан.

Цели, задачи и срок реализации Программы



Цели и задачи Программы обусловлены приоритетами, которые определены Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р, и Планом мероприятий ("дорожной картой") реализации второго этапа Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы.

Целями Программы являются повышение уровня финансовой грамотности целевых групп населения автономного округа, содействие в формировании финансово грамотного поведения.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

формирование комплексной системы повышения финансовой грамотности, организация и координация деятельности в сфере повышения финансовой грамотности; научно-методическое обеспечение и обучение специалистов по вопросам повышения финансовой грамотности населения; организация и проведение тематических мероприятий по повышению финансовой грамотности для целевых групп и категорий населения автономного округа;

информационное обеспечение мероприятий по повышению финансовой грамотности населения.

Решение задач будет осуществляться путем реализации Плана мероприятий Программы, предусмотренного таблицей 2.

Срок реализации Программы: 2021 - 2030 годы.

Реализация и ресурсное обеспечение Программы



Координаторами Программы на условиях системного партнерства и паритета являются Депфин Югры и Отделение Банка России.

Управление Программой, контроль ее реализации осуществляет Координационный совет.

Основным исполнителем мероприятий Программы является Депобразования и молодежи Югры, Региональный ресурсный центр повышения уровня финансовой грамотности населения автономного округа (далее - РРЦ ФГ), созданный на базе СурГУ, исполнительные органы государственной власти автономного округа, другие участники, указанные в паспорте Программы.

Реализация мероприятий Программы осуществляется путем взаимодействия РРЦ ФГ с соисполнителями мероприятий Программы, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, бизнес-сообществом, негосударственными ассоциациями, образовательными, профессиональными финансовыми и иными организациями.

Неотъемлемым условием формирования эффективного механизма реализации Программы являются учет возможных рисков и создание системы корректировки задач, направлений, мероприятий и значений целевых показателей.

Группы возможных рисков реализации Программы:

риски, связанные с законодательной и нормативной базой, нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов для обеспечения реализации Программы;

недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий Программы;

социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым изменениям в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых к достижению результатов Программы.

Предполагаемые риски подлежат мониторингу, экспертной оценке, учету и созданию системы корректировки задач мероприятий и значений целевых показателей Программы со стороны Координационного совета.

Организационные и управленческие риски могут выражаться в ошибочной организационной схеме, недостаточном уровне квалификации для работ с новыми инструментами и могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации Программы, несогласованности действий, низкому качеству выполнения программных мероприятий. Минимизация риска возможна за счет обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации мероприятий Программы, а также ее корректировки на основе анализа данных мониторинга.

Социальные риски могут выражаться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям в связи с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых результатов. Минимизация риска возможна за счет широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичного освещения хода и результатов реализации Программы.

Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения Программы



Необходимым условием формирования эффективного механизма реализации Программы является система мониторинга запуска, хода реализации, промежуточных и итоговых ее результатов.

Мониторинг повышения уровня финансовой грамотности населения автономного округа позволит наметить направления и содержание мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения, а также определить результаты реализации мероприятий Программы на момент ее окончания. Данную деятельность осуществляет РРЦ ФГ.

В качестве дополнительных целевых индикаторов реализации Программы будут использоваться качественные и количественные индикаторы (показатели) мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения автономного округа, проводимые на ежегодной основе согласно плану мероприятий Программы.

Мониторинг достижения целевых показателей Программы отражается в ежегодном отчете, который вместе с отчетом о ходе реализации мероприятий Программы, отчетом о проводимых измерениях рассматривается ежегодно на заседании Координационного совета.