В автономном округе действует протокол контроля уровня боли у пациентов, получающих анальгетическую терапию в амбулаторных и стационарных условиях.
Протокол включает в себя три основные принципа: оценку боли, измерение боли и купирование боли. Для оценки интенсивности боли и эффективности лечения применяются специальные шкалы у детей и взрослых для регистрации локализации болевых ощущений, время появления боли, характер и тип боли, длительность болевого синдрома (при движении и в покое). Как у детей, так и у взрослых используются субъективные методы оценки боли с помощью шкал: это делает сам пациент или врач, медсестра или, при отсутствии контакта с пациентом, лицо, осуществляющее уход. Протокол включает в себя идентификацию типа боли (ноцицептивная, нейропатическая, диссоциативная, смешанная), оценку интенсивности (слабая, умеренная, сильная), продолжительности (острая или хроническая), устанавливается локализация, определяется эффективность лечения. Оценка боли проводится врачом или медицинской сестрой при каждом визите и осмотре больного раздельно при движении и в состоянии покоя, что фиксируется в первичной медицинской документации.
При назначении опиоидных анальгетиков ведется протокол эффективности обезболивания и количества побочных эффектов.
В 2018 году число пациентов, постоянно получающих сильные опиоидные анальгетики (наркотические средства), составило 644 человека, из них 3 ребенка. Средний срок получения пациентом сильных опиоидных анальгетиков составил у детей до 6 недель, у взрослых от 4 недель до 5 месяцев.
При неэффективности стандартной обезболивающей терапии пациент обращается в медицинскую организацию, где оказывается специализированная медицинская помощь (детям в БУ "Нижневартовская окружная клиническая детская больница", БУ "Сургутская городская клиническая больница").
Взрослые пациенты могут самостоятельно обратиться в кабинет ПМП по месту жительства, в круглосуточный стационар или обратиться на телефон "горячей линии" по вопросам оказания анальгезирующей терапии.
В рамках оказания пациентам ПМП используются следующие пути введения анальгетиков: пероральный, парентеральный, трансдермальный.
В медицинских организациях автономного округа при оказании ПМП используются следующие способы доставки анальгетика: болюсные инъекции, постоянные инфузии.
Для лечения болевого синдрома применяются деинервационные технологии - это применение эпидуральных стимуляторов на базе
БУ "Сургутская клиническая травматологическая больница", за 2018 год установлено 15 стимуляторов. В 2019 году запланировано к установке 15 тестовых и 5 постоянных эпидуральных стимуляторов.
При оказании ПМП по медицинским показаниям назначение обезболивающих лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных лекарственных препаратов, включенных в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, осуществляется в установленном порядке (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", приказ Минздрава России от 14 января 2019 года N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения").
При выписке пациента из медицинской организации, оказывающей паллиативную специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, выдается выписка из медицинской карты стационарного больного, в которой указываются рекомендации по дальнейшему наблюдению, лечению, в том числе по организации респираторной поддержки и ухода в амбулаторных условиях (на дому). Выписка направляется в медицинскую организацию, оказывающую первичную медико-санитарную помощь, по месту жительства (фактического пребывания) пациента и медицинскую организацию, оказывающую паллиативную специализированную медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
В течение двух рабочих дней после выписки пациента медицинская организация, получившая информацию о пациенте, нуждающемся в оказании ПМП, организует первичный осмотр и дальнейшее наблюдение пациента.
В отдельных случаях для полного удовлетворения потребности граждан в обезболивании наркотические лекарственные препараты выдаются пациенту одновременно с выпиской из истории болезни на срок приема пациентом до пяти дней при его выписке из медицинской организации.
Потребность в наркотических лекарственных препаратах рассчитывается на основании приказов Минздрава России от 1 декабря 2016 года N 917н "Об утверждении нормативов для расчета потребности в наркотических средствах и психотропных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения" и от 16 ноября 2017 года N 913 "Об утверждении методических рекомендаций по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения".
В заявках медицинских организаций на наркотические обезболивающие лекарственные препараты в 2018 году включены современные неинвазивные наркотические анальгетики.
За 2018 год на амбулаторном этапе для оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан, проживающих на территории автономного округа, выписано 2340 рецептов на наркотические лекарственные препараты (рост на 17,8 % по сравнению с 2017 годом), из них 64,1 % в неинвазивной лекарственной форме (рост на 5,7 %).
Также выписано 2477 рецептов на психотропные лекарственные препараты (снижение на 6,7 % за аналогичный период), из них 95,5 % - в неинвазивной лекарственной форме (рост на 0,5 %).
На указанные средства закуплено 776,4 упаковок наркотических лекарственных препаратов для обеспечения пациентов, нуждающихся в оказании ПМП в условиях стационара, из них неинвазивные лекарственные формы составили 59,6 %.
Проведен анализ наличия в медицинских организациях всей линейки зарегистрированных в Российской Федерации наркотических и психотропных лекарственных препаратов во всех лекарственных формах и дозировках. Отмечено соответствие клиническим протоколам ведения пациентов, нуждающихся в оказании ПМП.
В 2018 году наркотические средства и психотропные вещества отпускались физическим лицам в 24 подразделениях аптечных и медицинских организаций.
С мая 2014 года в автономном округе организована работа телефона "горячей линии по вопросам льготного лекарственного обеспечения" (далее - "Горячая линия"). "Горячая линия" работает ежедневно, круглосуточно, информация о ней размещена на сайтах Депздрава Югры и подведомственных медицинских организациях. По данному телефону граждане могут сообщить о проблемах, возникающих при получении необходимых обезболивающих препаратов. Информация обо всех обращениях граждан на телефон "Горячей линии" казенное учреждение автономного округа "Центр лекарственного мониторинга" и контакт-центр БУ "Медицинский информационно-аналитический центр" направляют в Депздрав Югры.