Действующий

Об утверждении региональной программы Забайкальского края "Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Забайкальском крае" на 2018 - 2027 годы (с изменениями на 5 апреля 2021 года)



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ


Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.


Информационно-коммуникационные технологии предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. Данный потенциал, обладающий информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей, включает ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов. В то же время во всем мире придается большое значение защите детей и подростков от вредной для них информации в целях обеспечения их нормального физического и психологического развития, которое может быть нарушено или даже существенно повреждено неподходящим аудиовизуальным контентом.


За последние 20 лет в детской среде произошли серьезные изменения, связанные с неограниченной доступностью СМИ, подвижной радиотелефонной связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Пользуются сетью "Интернет" более 80% подростков. Информация становится фактором риска в развитии ребенка, так как:


побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийствам;


вызывает у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;


оправдывает допустимость насилия и (или) жестокости, побуждает осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;


формирует отрицательные семейные ценности и неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;


оправдывает противоправное поведение.


Забайкальский край входит в группу регионов с высоким уровнем смертности от самоубийств среди подростков. Показатели завершенных подростковых суицидов составляли в 2017 году - 41,1 чел., в 2018 - 32,9 чел., в 2019 году - 49,5 чел. на 100 тыс. населения (в Российской Федерации в 2017 году - подростковой - 8,1 чел. на 100 тыс. населения).


На государство и общество в целом возложена обязанность по выстраиванию системы предупреждения получения детьми потенциально опасной для них информации. Информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети "Интернет", вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.


Конституцией Российской Федерации установлены обязанности государства защищать детей и родителей - заботиться о детях и воспитывать их (части 1, 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации). Конституцией Российской Федерации также предусмотрена возможность ограничивать права и свободы человека и гражданина Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). В целях обеспечения необходимой безопасности на территории Забайкальского края реализуются следующие федеральные законы: от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 13 марта 2006 года N 138-ФЗ "О рекламе" и от 27 июня 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также приказ Минкомсвязи России от 27 февраля 2018 года N 88 "Об утверждении Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы".


Актуальность разработки данной программы связана с необходимостью создания правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.


В отсутствие программы организационное, аналитическое и информационное сопровождение реализуемых в сфере образования изменений осуществляется по отдельным направлениям. Каждое направление реализуется как самостоятельная задача и зачастую не соотносится с другими направлениями и задачами. Указанная проблема приводит к дублированию управленческих усилий, к увеличению количества мероприятий, показателей и отчетности по ним, что не обеспечивает повышение эффективности мероприятий и мер.


В рамках программы будут реализованы мероприятия в целях межведомственного взаимодействия в обеспечении наиболее эффективной и действенной защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от негативной информации, содержащейся в информационной продукции.