Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. Данный потенциал, обладающий информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей, включает ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов. В то же время во всем мире придается большое значение защите детей и подростков от вредной для них информации в целях обеспечения их нормального физического и психологического развития, которое может быть нарушено или даже существенно повреждено неподходящим аудиовизуальным контентом.
За последние 20 лет в детской среде произошли серьезные изменения, связанные с неограниченной доступностью СМИ, подвижной радиотелефонной связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"). Пользуются сетью "Интернет" более 80% подростков. Информация становится фактором риска в развитии ребенка, так как:
побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийствам;
вызывает у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
оправдывает допустимость насилия и (или) жестокости, побуждает осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
формирует отрицательные семейные ценности и неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
оправдывает противоправное поведение.
Забайкальский край входит в группу регионов с высоким уровнем смертности от самоубийств среди подростков. Показатели завершенных подростковых суицидов составляли в 2017 году - 41,1 чел., в 2018 - 32,9 чел., в 2019 году - 49,5 чел. на 100 тыс. населения (в Российской Федерации в 2017 году - подростковой - 8,1 чел. на 100 тыс. населения).
На государство и общество в целом возложена обязанность по выстраиванию системы предупреждения получения детьми потенциально опасной для них информации. Информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети "Интернет", вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Конституцией Российской Федерации установлены обязанности государства защищать детей и родителей - заботиться о детях и воспитывать их (части 1, 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации). Конституцией Российской Федерации также предусмотрена возможность ограничивать права и свободы человека и гражданина Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты нравственности, прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). В целях обеспечения необходимой безопасности на территории Забайкальского края реализуются следующие федеральные законы: от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 13 марта 2006 года N 138-ФЗ "О рекламе" и от 27 июня 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также приказ Минкомсвязи России от 27 февраля 2018 года N 88 "Об утверждении Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы".
Актуальность разработки данной программы связана с необходимостью создания правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
В отсутствие программы организационное, аналитическое и информационное сопровождение реализуемых в сфере образования изменений осуществляется по отдельным направлениям. Каждое направление реализуется как самостоятельная задача и зачастую не соотносится с другими направлениями и задачами. Указанная проблема приводит к дублированию управленческих усилий, к увеличению количества мероприятий, показателей и отчетности по ним, что не обеспечивает повышение эффективности мероприятий и мер.
В рамках программы будут реализованы мероприятия в целях межведомственного взаимодействия в обеспечении наиболее эффективной и действенной защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от негативной информации, содержащейся в информационной продукции.