Виды отраслей | По экономике в целом | В сфере малого и среднего предпринимательства |
1 | 2 | 3 |
Торговля | 17,7 | 4,9 |
Операции с недвижимостью | 2,5 | 2,0 |
Обрабатывающее производство | 6,1 | 2,7 |
Транспорт и связь | 2,8 | 3,2 |
"Территориальные диспропорции". Территориальные диспропорции - еще один фактор затрудняющий развитие всех территорий региона. На шесть муниципалитетов (муниципальное образование город Екатеринбург, город Нижний Тагил, городской округ Первоуральск, город Каменск-Уральский, Березовский городской округ, городской округ Верхняя Пышма) с населением около половины областного населения приходится более 70% всех зарегистрированных субъектов МСП. Очевидно, что на территориях созданы разные условия для развития предпринимательской деятельности.
"Отраслевые диспропорции". В качестве ключевой социально-экономической роли малого и среднего предпринимательства обозначено обеспечение занятости населения. Отраслевой анализ вклада предприятий различных отраслей в обеспечение занятости населения позволяет сделать вывод о наибольшей эффективности производственного бизнеса. На одном обрабатывающем предприятии малого и среднего бизнеса (без учета индивидуальных предпринимателей) в среднем занято 6,6 человек, в то время как аналогичный показатель по другим секторам редко превышает 5 человек и существенно превалирует сфера торговли и услуг - более 65% оборота и 50% занятых.
Вместе с тем, опережающий рост количества субъектов МСП возможен исключительно за счет сферы услуг. Соответственно, приоритетными по направлениям должны стать социальное предпринимательство и предпринимательство в сфере креативной и цифровой экономики.
"Структурные диспропорции". Проведенный анализ показателей развития малого и среднего предпринимательства в разрезе предприятий свидетельствует о значимости среднего бизнеса. На долю средних предприятий приходиться почти половина занятых в малом и среднем предпринимательстве и 40% от общего оборота данной сферы. Несмотря на то, что достаточно отчетливо прослеживаются прямая корреляция между размером предприятия и его вкладом в достижение макроэкономических показателей, обращает на себя внимание тот факт, что отдельно взятый бизнес проходит в своем развитии несколько этапов: микропредприятие - малое предприятие - средний бизнес. Поэтому создание комфортных условий для развития микропредприятий в долгосрочной перспективе будет способствовать увеличению количества малых и средних предприятий.
Исходя из указанных выше "диспропорций" можно выделить основные проблемы:
- привлечение финансирования;
- низкая предпринимательская грамотность и низкая информированность о ресурсах;
- проблемы сбыта;
- административные барьеры.