Действующий

Об утверждении Концепции Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года



2. СОДЕЙСТВИЕ СБЫТУ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ


Целесообразно выделение как минимум четырех потенциальных направлений расширения рынков сбыта для малого и среднего бизнеса.


Основной ресурс увеличения выручки субъектов МСП скрыт в повышении эффективности кооперации и взаимодействия с крупным бизнесом.


В отличие от крупных предприятий, субъекты МСП не располагают значительными ресурсами и не обладают значительным влиянием на рынке, ввиду чего они имеют ограниченный контроль над внешней средой, а потому в значительно большей степени, чем крупные предприятия, подвержены рискам и внешнему воздействию. Вместе с тем, такие преимущества малого бизнеса, как гибкость, низкие операционные издержки благодаря более тесным отношениям с потребителями и более быстрому процессу принятия решений позволяют субъектам малого и среднего предпринимательства органично встраиваться в производственные цепочки создания добавочной стоимости на различных этапах производства за счет налаживания связей с предприятиями крупного бизнеса.


Оптимизация процесса взаимодействия малого бизнеса с крупным должна быть направлена на расширение рынков сбыта для малых и средних предприятий, формирования с их участием системы надежных поставщиков, обеспечивать субъектам малого среднего предпринимательства доступ к новым знаниям и новейшим технологиям.


В качестве основных инструментов формирования таких кооперационных связей малого и крупного бизнеса признаются:


- региональные отраслевые кластеры;


- специализированные организации инфраструктуры поддержки - центры сертификации и стандартизации продукции, центры прототипирования и трансфера технологий, центры коммерциализации технологий, инжиниринговые центры;


- саморегулируемые организации.


Отдельное внимание целесообразно уделить содействию экспорту региональных малых и средних предприятий.


Основой деятельности существующей инфраструктуры поддержки субъектов МСП в сфере внешнеэкономической деятельности на региональном уровне (Международный Центр, взаимодействие с крупными объединениями предпринимателей, как Уральская торгово-промышленная палата, Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей) должны стать мероприятия, направленные на снятие существующих ограничений экспортно ориентированной активности предприятий, основными из которых являются: незнание иностранных языков, специфики местных рынков за рубежом, международных требований и стандартов; отсутствие опыта и навыков в области международного маркетинга и создания фирменных/продуктовых брендов, защиты интеллектуальной собственности на международных рынках.


В этой связи необходимо формировать целостную систему подготовки и комплексного сопровождения выхода субъектов МСП на внешний рынок: содействие в сертификации систем менеджмента качества, патентование, лицензирование, продвижение продукции малых и средних предприятий на федеральный и международный рынки, формирование общедоступных региональных информационных ресурсов в сфере малого и среднего предпринимательства, интегрированных в соответствующие федеральные и международные информационные ресурсы.


В качестве еще одного источника увеличения выручки малого и среднего бизнеса следует рассматривать государственный и муниципальный заказ. Несмотря на положительные законодательные изменения в данном вопросе, реализованные на федеральном уровне, уровень закупок субъектов МСП по-прежнему недостаточен - не превышает 15%. Увеличению данного показателя может способствовать проведение специальных информационных семинаров для предпринимателей по работе с контрактной системой и внедрение дополнительных инструментов поддержки для участников государственных и муниципальных торгов.


Реализация направления "Сделано на Урале". Содействие в продвижении продукции, производимой в Свердловской области на межрегиональные рынки и на экспорт, в том числе участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях.