Сильные стороны | Слабые стороны |
Богатый природный, культурно-познавательный, промышленный потенциал (природные, минералогические, историко-культурные объекты, уникальные промышленные предприятия и другие объекты туристского показа) | Недостаточный уровень инфраструктурного обустройства территории объектов и достопримечательностей, интересных для посещения туристов на территории Свердловской области (за исключением города Екатеринбурга) |
Развитая деловая и конгрессно-выставочная инфраструктура центра Свердловской области (город Екатеринбург), наличие развитой сети гостиниц и аналогичных средств размещения, соответствующих мировым стандартам | Отсутствие сформированного бренда Свердловской области, недостаточно развитая система территориального туристского маркетинга (отсутствие общей идеи продвижения, расфокусировка в позиционировании города Екатеринбурга и Свердловской области в целом) |
Положительный опыт проведения международных мероприятий | Недостаточное количество туристских продуктов мирового или российского уровня за пределами города Екатеринбурга |
Возможности | Угрозы |
Возможность привлечь в город Екатеринбург крупные мероприятия международного и всероссийского уровня | Недостаточный уровень загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения в Свердловской области |
Возможность использования территории Свердловской области как базы для линейных и радиальных путешествий по Уралу и Западной Сибири (возможность в перспективе перетянуть поток туристов из соседних регионов при условии создания мощного бренда и объединяющего маршрута) | Отсутствие свободных от ограничений (правового, административного характера) земельных участков для возможности создания и развития качественной туристской инфраструктуры, в том числе по ключевым туристским маршрутам |
Стабильный въездной поток представителей бизнеса, в том числе и иностранного (преимущественно в город Екатеринбург) | Очевидный интерес иностранных туристов к российским столицам (города Москва и Санкт-Петербург) |
Четкое позиционирование на "мировой карте" за счет единого бренда, основанного на аутентичных и уникальных особенностях региона | Растущая конкуренция с другими регионами, где уже есть сильные сложившиеся и раскрученные туристические бренды, с качественной инфраструктурой и высоким уровнем сервиса, угроза не успеть первыми реализовать уникальный потенциал (в первую очередь, аутентичный промышленный туризм) |
Для Свердловской области ввиду специфики региона характерно сочетание различных видов туризма.
К наиболее популярным (основным, ключевым) видам туризма для Свердловской области целесообразно отнести следующие:
1) деловой туризм, который связан с организацией корпоративного отдыха в сочетании с проведением деловых переговоров и встреч, участием в деловых, конгрессно-выставочных, научных, научно-практических и иных мероприятиях, корпоративной учебой.
Более половины всех гостей, которые прибывают в Свердловскую область и город Екатеринбург - деловые туристы. Кроме того, экспертами туристической отрасли город Екатеринбург отмечен в тройке лучших регионов России по развитию делового туризма;
2) культурно-познавательный туризм, который связан с экскурсионный туризмом, посещением музеев, памятников истории и культуры, интересных в культурном отношении объектов. Ввиду специфики Свердловской области особенный интерес для туристов представляют такие подвиды как промышленный и минералогический виды туризма, связанные с посещением памятников горнозаводского наследия Урала, производственных объектов, а также объектов, интересных для любителей минералогии;
3) активный туризм, который представлен уникальными природными особенностями региона, в том числе горнолыжными комплексами, памятниками природы.
Позиционирование внутреннего и въездного туризма в Свердловской области целесообразно осуществлять через призму вышеуказанных видов туризма.
В Свердловской области по сравнению с другими регионами Уральского федерального округа самая подготовленная и востребованная инфраструктура.
Инфраструктура делового туризма представлена крупными выставочными центрами и конгрессно-выставочными мероприятиями, проводимыми на их базе. Общая площадь выставочных площадей города Екатеринбурга составляет более 100 тысяч квадратных метров. Основные выставочные площадки региона - "Екатеринбург-Экспо", Центр международной торговли и другие.
Ежегодно в Екатеринбурге проводится более 200 выставочных мероприятий: конгрессы, форумы, саммиты. Примерами деловых мероприятий Свердловской области, пользующихся повышенным спросом у гостей и туристов, являются: международные выставки "ИННОПРОМ", Леспром-Урал ПРОФИ, WorldSkills, Build Ural, форумы 100+ Forum Russia, "Большой Урал", Уральская Индустриальная Биеннале, IT-конференция DUMP и другие.
Стоит отметить, что туристы, приезжающие в Свердловскую область с деловыми визитами, пользуются также сервисами культурно-познавательного туризма. Если организуется какой-то форум или выставка, то в состав туристского пакета обязательно включается посещение и других мест, привлекательных для организации отдыха и досуга гостей региона.
Для деловых гостей Свердловской области доступны средства размещения, сосредоточенные в центре города Екатеринбурга, отвечающие современным стандартам и предоставляющие высокое качество сервиса, в том числе: Hyatt Regency Ekaterinburg, Высоцкий, DoubleTree by Hilton Hotel Ekaterinburg City Centre, Novotel Екатеринбург Центр, Реноме, Гранд Авеню, Екатеринбург Центральный, Park Inn by Radisson, Эмеральд, Tenet и другие.
Инфраструктура культурно-познавательного туризма представлена культурно-историческими достопримечательностями, объектами культурно-познавательного характера, в том числе музеями и объектами историко-культурного наследия (Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества, Ельцин-Центр, музей Каслинского литья, музей-кладовая Шигирского Идола и другие).