Наименование региона | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Свердловская область | 24 | 17 | 10 |
Челябинская область | 29 | 30 | 17 |
Тюменская область | 21 | 36 | 22 |
Ханты-Мансийский автономный округ | 51 | 47 | 52 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 62 | 63 | 63 |
Курганская область | 75 | 74 | 68 |
Рейтинг формируется с 2015 года, основными критериями для оценки туристической привлекательности российских регионов, их туристического потенциала и популярности среди отечественных и иностранных туристов являются уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры, значимость туристской отрасли в экономике региона, доходность отрасли туризма и гостеприимства региона, популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней, популярность региона у иностранцев, туристская уникальность, экологическое "здоровье" региона, криминогенная обстановка, интерес к региону в интернете как к месту отдыха, продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве.
Согласно результатам рейтинга, Свердловская область ежегодно укрепляет свои позиции, при оценке потенциала регион имеет высший балл за объем платных туристских услуг.
Среди всех регионов Уральского федерального округа Свердловская область занимает наивысшую позицию. Данное обстоятельство, безусловно, создает благоприятные предпосылки для позиционирования региона в качестве туристского центра Среднего Урала.
Главным активом Свердловской области с точки зрения привлечения внутренних и въездных туристов является город Екатеринбург. Это один из самых передовых городов России, что подтверждается различными рейтингами и исследованиями. В частности, город Екатеринбург вошел в первую десятку городов России, которые чаще всего посещали иностранные туристы в 2016 году (рейтинг составлен сервисом поиска отелей RoomGuru.ru по данным бронирования отелей иностранцами для проживания с января по декабрь 2016 года). Также уральская столица попала в топ-10 городов России, наиболее подходящих для путешествий на выходные осенью (рейтинг городов составлен аналитическим агентством "ТурСтат" на основе результатов анализа данных систем онлайн-бронирования на выходные дни осенью). В международном рейтинге самых популярных направлений у международных путешественников, составленном Mastercard Index of Global Destination Cities, город Екатеринбург занимает 120-е место. Для сравнения, Москва - 59-е место, Санкт-Петербург - 85-е место, Владивосток - 131-е место.
В целом, для развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области существуют объективные предпосылки: открытость города и региона для массового туризма, большой природный и культурный потенциал, привлекательный, окончательно не поделенный и очень перспективный рынок. Основные туристские продукты Свердловской области должны формироваться в сфере бизнес-туризма, конгрессно-выставочной деятельности, развлечений, спорта и активного отдыха, индустриально-минералогического туризма.
Однако, для каждого из видов туризма существуют проблемы (негативные факторы), влияющие на общую туристскую привлекательность Свердловской области (таблица 3).
Мероприятия по устранению вышеуказанных рисков должны сопровождаться, в том числе путем комплексного взаимодействия органов власти, туристских организаций и бизнеса.