Социальная политика в России занимает одну из первоначальных позиций. К ее приоритетным направлениям традиционно относятся такие как:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов;
совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
Экономические составляющие современного общества ставят в более выигрышное положение наиболее обеспеченные и экономически активные группы населения. При этом имеется многочисленная группа людей, которые в силу возраста, по состоянию здоровья или иным объективным причинам, не способны самостоятельно обеспечить себе и своим близким состояние материального и, как следствие, социального благополучия, что может провоцировать нарастание социальной напряженности. В этой связи основное назначение социальной политики на любом уровне состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-культурных и иных средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основными принципами при этом являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность.
В Самаре при общей численности населения в 1 169,7 тыс. человек 316 тыс. (27%) составляют пенсионеры, среди которых столь заслуженные категории, как ветераны войны и труда, 92,8 тыс. человек (7,9%), являются людьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе более 3,5 тысячи детей - инвалидов, 179,5 тыс. семей с детьми, общая численность детей 204,4 тыс. (17,5%). Учитывая приведенную информацию, тот факт, что социальная поддержка населения является одной из основных функций муниципального управления, призванной защищать людей от неблагоприятных воздействий со стороны социальной среды и смягчать их последствия, не вызывает сомнений. Формирование и реализация социальной политики на муниципальном уровне осуществляется путем установления дополнительных мер социальных поддержки социально незащищенным группам населения, механизма их реализации, гарантирования равного доступа к качественным социальным услугам.
Согласно изменениям в законодательстве Российской Федерации реализация полномочий в сфере социальной защиты населения отнесена к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Администрация городского округа Самара, понимая значимость социальной проблемы, на протяжении многих лет реализует право предоставлять дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа Самара, за счет средств бюджета муниципального образования, причем перечень этих мер расширяется.
В соответствии с муниципальными правовыми актами на Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) возложены полномочия по организации предоставления выплат и организации социально значимых мероприятий для отдельных категорий граждан, проживающих в городском округе Самара. Кроме того, реализация функций по социальной политике проводится и через подведомственные Департаменту учреждения.
В условиях предельной ограниченности бюджетных ресурсов большое значение имеет перспективное бюджетное планирование по расходованию бюджетных обязательств на предоставление дополнительных мер социальной поддержки, необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является переход на программно-целевой принцип организации деятельности. Программный подход к решению задач доказал свою эффективность на практике, так как основывается на увязке процесса бюджетирования с конкретными программными результатами, ориентированными на достижение стратегической цели, единство стратегического, среднесрочного и текущего планирования.