ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2018 года N 390


Об утверждении Региональной программы Республики Коми "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы"

(с изменениями на 9 октября 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 24.06.2019 N 305, от 09.10.2020 N 511)




Правительство Республики Коми постановляет:


1. Утвердить Региональную программу Республики Коми "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы" согласно приложению.


(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 09.10.2020 N 511)


2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми
Л.МАКСИМОВА



Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 12 сентября 2018 г. N 390
     (приложение)



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКУ КОМИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2018 - 2020 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 24.06.2019 N 305, от 09.10.2020 N 511)



ПАСПОРТ Региональной программы Республики Коми "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы"

(далее - Программа)
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 09.10.2020 N 511)

Название Программы

Региональная программа Республики Коми "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Коми соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018 - 2020 годы"

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 09.10.2020 N 511)

Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации

14 июля 2018 года

Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми, ответственный за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган)

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми

Цель Программы

Стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Республики Коми

Задачи Программы

1. Создание правовых, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Коми для постоянного проживания, оперативному их включению в трудовые и социальные связи региона.

2. Создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, (далее - Государственная программа) и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг.

3. Содействие обеспечению потребности экономики Республики Коми в квалифицированных кадрах по приоритетным для региона видам экономической деятельности - здравоохранение и образование, в том числе с привлечением специалистов и ученых, занимающихся актуальными научными и технологическими проблемами, содействие дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми,

Министерство здравоохранения Республики Коми,

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми,

Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми,

Министерство национальной политики Республики Коми,

администрации муниципальных районов и городских округов в Республике Коми - территорий вселения (далее - органы местного самоуправления (по согласованию), государственные учреждения Республики Коми - центры занятости населения территорий вселения (далее - центры занятости населения)

Этапы и сроки реализации Программы

2018 - 2020 годы (этапы не выделяются)

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем бюджетных ассигнований Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми в 2018 - 2020 годах составляет 2200,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 0,0 тыс. рублей (проведение информационно-разъяснительной работы);

2019 год - 1100,0 тыс. рублей;

2020 год - 1100,0 тыс. рублей

Основные показатели эффективности Программы

1. Численность участников Государственной программы и членов их семей, прибывших в Республику Коми и поставленных на учет в Министерстве внутренних дел по Республике Коми.

2. Доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы от общего числа заявлений, поступивших в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в срок, позволяющий в соответствии с нормами законодательства рассмотреть заявления и вынести по ним решение до конца отчетного года.

3. Доля расходов республиканского бюджета Республики Коми на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с оказанием мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им государственных и муниципальных услуг, в общем размере расходов республиканского бюджета Республики Коми на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.

4. Доля участников Государственной программы, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, в общем количестве прибывших в Республику Коми участников Государственной программы.

5. Доля участников Государственной программы, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Государственной программы, на конец отчетного года

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Вселение на территорию Республики Коми 160 соотечественников, из них 60 участников Государственной программы и 100 членов их семей, в том числе по годам:

2019 год - 80 человек (30 участников Государственной программы и 50 членов их семей);

2020 год - 80 человек (30 участников Государственной программы и 50 членов их семей).

2. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Республики Коми.

3. Улучшение обеспечения образовательных организаций и учреждений здравоохранения в Республике Коми квалифицированными кадрами.

4. Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Коми



1. Общая характеристика сферы реализации Программы



Общие положения


Настоящая Программа разработана с целью реализации на территории Республики Коми Государственной программы.


Реализация Программы обусловлена необходимостью обеспечения экономики Республики Коми квалифицированными кадрами и улучшения демографической ситуации в регионе.



Демографическая ситуация в Республике Коми


По оценке, численность постоянного населения республики на конец 2017 года составила 841,8 тыс. человек и с начала года уменьшилась на 8,7 тыс. человек, или на 1%. Сокращение численности населения произошло за счет миграционного оттока и естественной убыли населения. При этом миграционная убыль составила 99% от общего сокращения населения.


За 2017 год число жителей республики уменьшилось на 9,7 тыс. человек, или на 1,1%. В большей степени сокращение численности населения наблюдалось в сельской местности, где количество жителей уменьшилось на 1,6%, горожан стало меньше на 1,0%.


В целом по республике сложилась естественная убыль населения. В городской местности естественная убыль увеличилась с 1,0% до 1,6%, в сельской снизилась в 2 раза (с 8,8% до 4,6%).


Показатели естественного движения населения представлены в таблице:

Январь - ноябрь

Справочно в целом за 2016

чел. <1>

на 1 000 человек населения <2>

чел.

на 1 000 человек населения

2016

2017

2016

2017

2017 в % к 2016

Все население

Родившихся

10342

9034

13,2

11,6

87,9

11220

13,1

Умерших

9604

9145

12,2

11,8

96,7

10565

12,4

в том числе до 1 года

55

40

5,2 <3>

4,1 <3>

78,8

61

5,4 <3>

Естественная убыль

738

-111

1,0

-0,2

x

655

0,7

Браков, ед.

5042

5431

6,4

7,0

109,4

5499

6,4

Разводов, ед.

3782

3863

4,8

5,0

104,2

4133

4,8

Городское население

Родившихся

7789

6799

12,8

11,2

87,5

8432

12,7

Умерших

6765

6415

11,1

10,6

95,5

7426

11,2

в том числе до 1 года

40

33

5,0 <3>

4,5 <3>

90,0

42

4,9 <3>

Естественный прирост, убыль (-)

1024

384

1,7

0,6

35,3

1006

1,5

Сельское население

Родившихся

2553

2235

14,7

13,1

89,1

2788

14,8

Умерших

2839

2730

16,4

16,0

97,6

3139

16,7

в том числе до 1 года

15

7

5,7 <3>

2,9 <3>

50,9

19

6,8 <3>

Естественная убыль (-)

-286

-495

-1,7

-2,9

170,6

-351

-1,9

--------------------------------

<1> Зарегистрировано органами ЗАГС в соответствующем периоде.

<2> Показатели помесячной регистрации приведены в пересчете на год.

<3> На 1 000 родившихся живыми


Республика Коми относится к числу регионов Российской Федерации со стабильным сокращением численности населения. Причиной сокращения численности населения является миграционный отток населения. За десять лет численность населения региона сократилась на 94,3 тыс. человек, миграционные потери составили 100,1 тыс. человек. Численные потери населения частично компенсировал естественный прирост, который сохранялся с 2011 года. В городской местности превышение числа родившихся над числом умерших отмечалось с 2008 года, в сельской местности наблюдавшийся с 2012 года естественный прирост в 2016 г. сменился естественной убылью населения.


Наибольшая миграционная убыль населения в республике наблюдалась в 2010 г. (13,9% в расчете на 1000 человек населения). В сельской местности коэффициент миграционной убыли традиционно выше показателя городского населения (в 1,3 - 3,1 раза).


В 2017 г. в республику прибыло из-за ее пределов 14,3 тыс. человек (к постоянному месту жительства - 10,1 тыс. человек, временно на срок 9 месяцев и более 4,2 тыс. человек), а выбыло за ее пределы - 23,8 тыс. человек (соответственно - 15,2 и 8,5 тыс. человек). В результате миграционных передвижений республика потеряла 9,5 тыс. человек. Этот показатель учитывает срочных мигрантов (4,3 тыс. человек), которые, по существу, не являются базовым источником для формирования постоянного населения.


Миграционный отток населения из республики определяет не только численные потери, но и, что очень важно, оказывает влияние на качественный состав населения. Республику покидает в основном квалифицированная часть трудового потенциала. За 2017 год среди указавших уровень образования мигрантов в возрасте 14 лет и более 41% покинувших республику имели незаконченное высшее и (или) высшее образование. На 100 прибывших специалистов с неполным высшим, высшим, средним и начальным профессиональным образованием приходилось более 150 выбывших с аналогичным уровнем подготовки. За 2017 год республика потеряла 4,6 тыс. квалифицированных кадров.


Увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста, поскольку пенсионного возраста начали достигать многочисленные поколения людей, родившихся в конце 1950 - начале 1960 годов. Это одновременно является причиной уменьшения численности населения трудоспособного возраста, которое усугубляется и резким сокращением контингентов, вступающих в рабочие возраста (поколения родившихся в первой половине 1990-х годов).


Таким образом, демографические тенденции в Республике Коми свидетельствуют о необходимости в притоке трудовых мигрантов в приоритетные отрасли экономики региона.



Ситуация на рынке труда в Республике Коми


Развитие рынка труда зависит, прежде всего, от общей экономической ситуации, поэтому закономерно, что в 2016 году происходило нарастание напряженности на рынке труда. Структура рабочей силы изменилась в сторону снижения доли занятого населения.


В 2017 году численность занятого населения снизилась на 3,7% и составила 409,6 тыс. человек. Уровень занятости составил 63,0%.


В 2017 году общая численность безработных (лиц, занимающихся поиском работы и готовых приступить к ней в течение обследуемой недели), составила 34,8 тыс. человек, уровень безработицы составил до 7,8%, минимальное значение показателя отмечалось в 2014 году (6,0%). В течение всего рассматриваемого периода в Республике Коми уровень общей безработицы был заметно выше, чем в среднем по стране и СЗФО.


По состоянию на 1 января 2018 года уровень безработицы составил 1,6%.


Для республики характерны высокие показатели уровня сельской безработицы, причем в сельской местности показатель увеличивался более быстрыми темпами, чем в городской местности.


Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, существенно превышает численность безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости. Это обусловлено разницей в методологии, а также тем, что значительная часть безработных предпочитает вести поиск работы самостоятельно, не вставая на учет. Численность официально зарегистрированных на конец 2017 года безработных составила 7,2 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы - 1,6%. Минимальное значение показателя в анализируемом периоде отмечалось по итогам 2014 года - 1,3%. Несмотря на ухудшение ситуации, показатели были лучше, чем пятью годами ранее, когда численность зарегистрированных безработных составляла 10,7 тыс. человек, а уровень безработицы - 2,2%.


В 2015 - 2017 гг. осложнило ситуацию на рынке труда сокращение спроса на рабочую силу. В 2015 году ситуация изменилась: число заявленных вакансий сократилось, а нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию увеличилась относительно предыдущего года более чем на 70% и составила 1,2 человека. По итогам 2017 года, несмотря на рост числа заявленных вакансий, показатель нагрузки не изменился.


На протяжении ряда лет рынок труда республики испытывает наибольшую потребность в квалифицированных специалистах в области здравоохранения и образования. В течение 2017 года в органы службы занятости населения Республики Коми работодателями были заявлены 12220 вакансий по виду экономической деятельности "образование", 6492 вакансии по виду экономической деятельности "здравоохранение и предоставление социальных услуг".


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»