В соответствии с корректировкой Генеральной схемы газификации и газоснабжения Иркутской области на ее территории предусматривается формирование четырех центров газодобычи: Южного, Братского, Усть-Кутско-Киренского и Северного. На их базе возможно развитие газовой энергетики. Наличие природного газа на территории Усть-Кутского и Киренского районов Иркутской области делает возможным реализацию крупного энергетического проекта в Иркутской области. Этот проект направлен на строительство газовой электростанции в районе г. Усть-Кута.
В соответствии с перечнем объектов, представленном ранее в разделе 5 (таблица 5.1), в Иркутской области не планируется ввод новых мощностей на базе когенерационных источников энергии и парогазовых технологий. В то же время в долгосрочных стратегических планах ПАО "Иркутскэнерго" в 2023 году запланирован ввод энергоблока 230 МВт Ленской ПГУ-ТЭС. При этом указаны сдерживающие факторы строительства блока, связанные с отсутствием механизмов возврата капитала на строительство новых мощностей по аналогу с ДПМ для данного проекта. С учетом планов по развитию электросетевого комплекса в районе БАМ, определенных проектом СиПР ЕЭС на 2018 - 2024 гг., необходимость сооружения Ленской ТЭС на текущий момент отсутствует. Следует отметить, что ввод энергоблока установленной мощностью 230 МВт Ленской ТЭС приведен в проекте СиПР ЕЭС на 2018 - 2024 гг. в разделе "Информация о планах собственников по строительству генерирующих объектов (не учитываемая при расчете режимно-балансовой ситуации) по ОЭС и ЕЭС России на 2018 - 2024 годы". В связи с этим в перспективном балансе электроэнергии и мощности Ленская ТЭС не учитывается.
Для г. Усть-Кута в случае подачи газа в город возможна реализация четырех вариантов развития систем централизованного теплоснабжения:
- установка блочных модульных котельных в центральной части города и автономных газовых источников в районах неблагоустроенного сектора;
- использование блочных модульных котельных с дополнительным размещением мини-ТЭЦ;
- строительство ТЭС на площадке в районе Панихи;
- строительство газовой Ленской ТЭС на площадке в районе ручья Утопленник.
В то же время режимно-балансовая необходимость в строительстве указанных ТЭС отсутствует, а оптимальный вариант теплоснабжения потребителей должен определяться в рамках технико-экономического сравнения затрат на сооружения источников комбинированной выработки электроэнергии и тепла и альтернативных вариантов сооружения котельных.
Вариант Ленской ТЭС был рекомендован администрацией города в качестве основного. Планируется, что газовая ТЭС будет отапливать центральную и восточную часть города, позволив закрыть 12 неэффективных котельных, большая часть из которых - мазутные.
Согласно Схеме теплоснабжения г. Усть-Кута суммарная тепловая нагрузка к 2020 году может составить 180 Гкал/ч. При этом предусмотрены два основных варианта развития системы теплоснабжения города:
1) условно-оптимистический, с учетом строительства Ленской ТЭС и газификации существующих котельных;
2) сдержанно-пессимистический, с учетом подачи газа в перспективе и перевода части котельных на использование газа и возможностью модернизации существующих котельных на окраинах города, работающих на угле и щепе.
Организация теплоснабжения г. Усть-Кута от Ленской ТЭС и газовых котельных повысит эффективность Ленской ТЭС и позволит обеспечить качественное, экономичное и надежное теплоснабжение потребителей. Предполагается, что реализация мероприятий по газификации Иркутской области позволит создать условия для газификации основных промышленно-административных центров Иркутской области (городов Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово), оптимизации структуры топливно-энергетического баланса, увеличения доли когенерационного производства энергии в регионе на базе эффективных и экологичных газовых и парогазовых технологий. При этом перевод на газ действующих ТЭЦ связан с ограничивающими факторами (значительные инвестиции в модернизацию ТЭЦ, межтопливная конкуренция с местными углями). Поиск необходимых механизмов по компенсации/сглаживанию этих факторов должен проходить в рамках совместных рабочих групп поставщиков, потребителей газа и региональных властей.