Действующий

О внесении изменений в План социального развития центров экономического роста Республики Саха (Якутия), утвержденный распоряжением Главы Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2018 г. N 489-РГ



I. Ключевые проблемы Республики Саха (Якутия)


В Республике Саха (Якутия) в конце 2016 года был организован социологический опрос населения по исследованию общественных ожиданий долгосрочного развития Республики Саха (Якутия).


По результатам проведения массового социологического опроса населения по исследованию общественных ожиданий долгосрочного развития Республики Саха (Якутия) определены основные проблемы республики: плохие дороги, дорогие билеты на перевозку (70,7%), высокая стоимость жилья и его эксплуатации (52,1%), низкий уровень доходов населения (47,0%), высокие цены на жизнь (46,0%).


Проблемы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) являются комплексными и характерными для всех субъектов Дальнего Востока.


Отсутствие развитой транспортной, энергетической, газотранспортной, социальной инфраструктуры в макрорегионе являются главным ограничителем инвестиционного и производственного роста.


Основными проблемами, сдерживающими социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), являются:


1. Сохранение сырьевой направленности экономики. Доля промышленного производства в структуре ВРП составляет более 57%, более 85% объема промышленного производства приходится на добычу полезных ископаемых.


2. Неразвитость транспортной инфраструктуры. Из 582 сельских населенных пунктов только 25 (4,3%) имеют связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.


Общая протяженность автозимников в республике составляет 17,3 тыс. км (45,8% от общей протяженности дорог (37,8 тыс. км)), из них федерального значения - 0,268 тыс. км; регионального значения - 9,2 тыс. км; местного значения - 7,8 тыс. км.


На долю автозимников, расположенных на территории 13 арктических улусов, приходится 31% сезонных дорог регионального значения или 5,3 тыс. км.


Велика протяженность внутренних водных путей - 16,5 тыс. км, при этом гарантированной глубиной для судоходства обладают не более 50% водных путей.


Оценочно для обеспечения круглогодичного автотранспортного сообщения на территории Якутии требуются значительные объемы бюджетных ассигнований.


3. Неразвитость энергетической инфраструктуры. Высокий износ линий электропередач, моральный и физический износ подстанционного оборудования, низкая пропускная способность сетей (по Республике Саха (Якутия) - 75%, в среднем по России - 60%). Потребность в инвестициях по электроснабжению составляет 353,6 млрд рублей.


Централизованным энергоснабжением охвачено лишь 36% территории, где проживает 85% населения республики. Зона децентрализованного энергоснабжения охватывает площадь 2,2 млн кв. км (64% Якутии и 12,9% России), на которой проживает 15% населения республики (0,07% России). В 17 труднодоступных и отдаленных районах республики 125 дизельных станций решают важнейшую задачу жизнеобеспечения.


4. Высокая доля ветхого и аварийного жилья. Доля ветхого и аварийного жилья является одной из самых высоких в России, уровень снижается низкими темпами (15,6% в 2008 г., 15,3% в 2017 г.). В этом фонде проживает 130 тыс. человек (13,6% от общей численности населения).