Овражная и русловая эрозия. Овражная эрозия развита на предгорных шлейфах и уступах, подмываемых крупными водотоками, и, кроме того, на склонах, сложенных рыхлыми отложениями. Овраги и промоины интенсивно развиваются, в основном, во время снеготаяния и ливневых дождей и приводят к нарушению дорожного полотна. Вследствие кратковременного характера таких явлений овраги растут медленно и развиты преимущественно в прибрежной полосе и вдоль дорог. Глубина оврагов может достигать 30 - 50 метров.
Активизация зафиксирована и в предгорных районах: на Сизимском (Каа-Хемское нагорье), Уюкском (предгорье Куртушибинского хребта) участках и в Тувинской котловине на Эйлиг-Хемском, Чаданском участках. На Сизимском участке активизация процессов овражной эрозии связана с составом рыхлых отложений надпойменной террасы (пески, супеси), на которой расположено село. Режимообразующими факторами являются интенсивное снеготаяние и летние осадки, часто имеющие ливневый характер. Активность в 2017 году можно оценить как среднюю, наибольшая по-прежнему отмечается на пологом склоне с восточной стороны села. Длина оврагов до 20 - 90 м, в основном, их развитие происходит регрессивно - вверх по склону, кроме того, они растут в ширину, средний прирост по ширине 1,2 м/год (рис. 2.6).
Рис. 2.6 а - обрушения грунта с образованием
промоин в восточной части с. Сизим,
б - продвижение верхушки оврага
в восточной части с. Сизим*
________________
* Рисунок 2.6а не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
На Уюкском участке у автодороги М-54 в районе с. Уюк ведутся наблюдения за процессами оврагообразования. Длина оврага около 500 м, он вытянут вдоль полотна дороги, глубина до 2 - 2,6 м, ширина увеличилась от 10,2 до 12,7 м. Овраг активный, на отдельных участках продолжается его рост, образование свежих отвершков и расширение. Рост оврага происходит по его ширине и больше в сторону от дороги, есть свежие обрушения, по бортам трещины отседания шириной до 0,1 м, нижняя часть стенок имеет отрицательный уклон. Относительно марок продвижение бровок оврага составило 0,1 - 1,9 м. В 2015 году на самом опасном участке, где от кромки борта оврага до полотна дороги было не более 3,5 м, проведена засыпка и утрамбовка дресвяно-щебенистым материалом с суглинком. При обследовании этого участка в 2016 году был зафиксирован размыв насыпи с юго-восточной стороны (со стороны р. Уюк) и образование нового ответвления оврага глубиной до 2,5 м, в 2017 году ширина оврага увеличилась от 7,8 до 10,3 м. Прироста длины оврага нет, поскольку его верхушка уже вышла в пойму р. Уюк.
Сравнительный анализ ситуации 2014 - 2017 годах показывает, что активность процессов овражной эрозии сохраняется на среднем уровне, внутри года активизация обычно связана с интенсивным снеготаянием и летними осадками, особенно ливневыми. Скорость продвижения бровок оврага на локальных участках до 2,5 м/год. Ситуация пока оценивается как стабильная, от бровки оврага до полотна автодороги от 8,7 м и более. В зоне негативного воздействия находится часть линии ЛЭП, проходящая вдоль автодороги, от бровки оврага до столбов ЛЭП - от 2,2 м и более.