Действующий

О государственном докладе о состоянии и об охране окружающей среды Республики Тыва в 2017 году


Гравитационно-эрозионные процессы изучаются в долинах рек Чиргакы, Енисей, Дурген. На Дургенском участке активизация гравитационно-эрозионных процессов отмечается на участке автодороги "Бай-Хаак - Кызыл" у моста через р. Дурген, здесь высота берегового уступа до 2 м, есть следы небольших свежих обрушений, формируется отрицательный уклон береговой стенки. В целом по участку активность процессов оценивается как низкая. Анализ эрозионной ситуации в последние 4 года показывает стабильное состояние береговой линии, скорости деградации не более 1 м/год, в 2017 году - 0,7 м/год


На Хорум-Дагском участке наблюдаются гравитационно-эрозионные процессы, развитые вдоль уступа 1-й террасы р. Чиргакы на территории с. Хорум-Даг. Здесь активность гравитационно-эрозионных процессов в 2017 году ниже, чем в 2016 году, что связано с малым количеством воды в р. Чиргакы. Высота уступа - до 2,5 - 3 м, вдоль уступа трещины отседания, ширина отдельных трещин увеличилась на 0,5 м по сравнению с прошлым годом, длина их вдоль уступа - до 15 м, отседают блоки размером 0,5 x 1 м. Есть свежие промоины, но их немного, в целом стенка уступа сглажена, свежих обрушений грунта немного. Сравнительный анализ эрозионной ситуации за период 2014 - 2017 годы показывает стабильную активность эрозионных процессов, о чем свидетельствуют наличие свежих следов размыва по всему участку и обрушения грунта на локальных отрезках.


На Ээрбекском участке зафиксирована низкая активность обвально-осыпных процессов с вывалами отдельных камней и глыб на полотно и обочины дороги "Кызыл - Баян-Кол". Улавливающие площадки на этом участке отсутствуют, осыпные и обвалоопасные склоны подходят непосредственно к полотну дороги. По результатам наблюдений в 2014 - 2017 годы ситуация по гравитационным процессам стабильная, ярко выраженных тенденций в развитии эрозионно-гравитационных процессов не выявлено, но потенциальная опасность для этого участка дороги сохраняется.


В 2017 году полотно дороги очищено от селевых наносов, образовавшихся в 2016 году, отмечаются свежие промоины в свежеотсыпанных бортах автодороги глубиной до 2,6 м, шириной до 1,4 - 2,2 м.