В связи с объявлением в Российской Федерации 2017 года - Годом экологии прокуратурой республики приняты дополнительные меры по усилению надзора за исполнением природоохранного законодательства.
По итогам надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования в 2017 году прокуратурой Республики Тыва выявлено 588 (в 2016 году - 353) нарушений, в целях устранения которых опротестовано 74 (в 2016 году - 36) незаконных правовых актов, в суды направлено 133 (в 2016 году - 101) исковых заявления на сумму 655 тыс. рублей (в 2016 году - 77 тыс. рублей), внесено 195 (в 2016 году - 124) представлений об устранении нарушений федерального законодательства, по которым 33 (в 2016 году - 27) лица привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 5 (в 2016 году - 25) лиц, для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК Российской Федерации направлен 1 (в 2016 году - 1) материал, по которому возбуждено 1 (в 2016 году - 1) уголовное дело.
Наибольшее внимание уделялось надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны лесов от природных пожаров, возмещению ущерба, причиненного преступлениями, связанными с незаконной рубкой лесных насаждений, активно принимались меры по нарушениям законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, охраны режима особо охраняемых природных территорий.
Основными нарушениями, выявленными в этой сфере, остаются неисполнение органами государственной власти и местного самоуправления полномочий в сфере охраны лесов от пожаров, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Несмотря на принимаемые уполномоченным органом государственной власти республики - Государственным комитетом по лесному хозяйству Республики Тыва, меры по защите лесов от природных пожаров, в его деятельности имели факты бездействия, связанные с нарушением сроков направления сообщений о лесных пожарах в правоохранительные органы, непринятия мер по тушению пожаров.
К примеру, прокурором Чаа-Хольского района установлено, что Шагонарским лесничеством сообщения о лесных пожарах в правоохранительные органы для принятия по ним процессуального решения в установленный трехдневный срок не направлялись.
Благодаря мерам реагирования прокурора Улуг-Хемского района Шагонарским лесничеством приняты меры по тушению лесного пожара, зарегистрированного 24 июня 2017 г. на территории квартала 29 Арыг-Узуунского участкового лесничества.
Состояние законности в сфере обращения с отходами производства и потребления свидетельствует о критической ситуации в указанной сфере законодательства, единственный полигон в г. Кызыле переполнен.
На контроле органов прокуратуры остаются вопросы фактического исполнения решений судов о понуждении органов местного самоуправления к строительству полигона твердых бытовых отходов.
Существенными проблемами являются отсутствие эффективной системы управления с отходами на территории республики, необходимость проведения инвентаризации и очистки загрязненных территорий от отходов, осуществление хозяйствующими субъектами деятельности в отсутствие необходимых разрешительных документов либо вопреки предусмотренным в них условиям, негативное воздействие на водные объекты, обусловленное, в том числе ветхостью водоочистных сооружений в населенных пунктах.
Мерами прокурорского реагирования удалось понудить органы местного самоуправления ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов. В 2017 году в суды прокуратурой Республики Тыва направлено более 90 исковых заявлений об обязании администраций районов ликвидировать несанкционированные свалки на территориях населенных пунктов. Решениями судов исковые заявления удовлетворены, находятся на исполнении.
На особом контроле органов прокуратуры республики находятся вопросы исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях. По представлению прокуратуры республики в бюджете республики на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 года предусмотрены средства на финансирование мероприятий по кадастровому учету земель особо охраняемых природных территорий и их охранных зон.
Органами государственной власти республики ненадлежащим образом реализуются полномочия по определению границ зон затопления, подтопления и предотвращению негативного воздействия вод. Отсутствие сведений о зонах с особыми условиями использования территорий наносит ущерб государственным и общественным интересам в части безопасности развития прилегающих к водоемам территорий.