Теоретико-методологической основой ранней помощи являются представления о развитии детей младенческого и раннего возраста в системе "ребенок - близкий взрослый", относящихся к целевой группе.
Кроме того, основу ранней помощи составляют положения теории привязанности, согласно которой для благополучного психического, физического, коммуникативного развития ребенка и формирования у него адаптивных моделей поведения и типов привязанности ребенку необходимо взаимодействие с чувствительной, отзывчивой и стабильной матерью или заменяющим ее близким взрослым. Целью и одновременно ключевым средством ранней помощи является развитие эффективного функционирования ребенка через его вовлечение и участие в типичных ситуациях домашней и социальной жизни и нормализация жизни семьи.
Системный подход рассматривает раннюю помощь как целостную, интегративную систему со специфичными ценностно-целевыми ориентациями и функциями в более сложной социальной системе.
Комплексный подход рассматривает развитие неустойчивых ситуаций в системе ранней помощи, для чего требуется учитывать влияние разного рода случайностей, малых резонансных воздействий, которые трудно поддаются прогнозированию.
Культурологический подход позволяет осмыслить систему ранней помощи и ее социальные институты как определенного носителя культурных ценностей, норм, правил и принципов.
Основные теоретические положения:
ранняя помощь обеспечивает максимально широкий охват детей целевой группы на ранних этапах онтогенеза (помощь оказывается не только детям с уже выявленными отклонениями в развитии, но и детям группы риска, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные проблемы в развитии);
ранняя помощь позволяет преодолевать разрыв между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;
ранняя помощь позволяет предупреждать возникновение вторичных нарушений в развитии у детей, обеспечивает максимальную реализацию реабилитационного потенциала и, тем самым, максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребенка;
ранняя помощь позволяет максимально раскрыть реабилитационный потенциал семьи в оказании помощи ребенку;
ранняя помощь при своевременном включении в процесс обучения повышает вероятность включения значительной части детей целевой группы в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте), что исключает необходимость дальнейшего дорогостоящего специального школьного образования. Система ранней помощи обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью. Вложения в раннюю помощь окупаются экономией к началу обучения детей в школе.