Формирование системы ранней помощи основывается на следующих принципах:
1) принцип семейно-ориентированной помощи отражает передачу полномочий родителям, установление партнерских отношений между родителями и специалистами в сфере ранней помощи, признание значимости внутрисемейных взаимоотношений для развития и благополучия ребенка.
Ключевыми положениями данного принципа являются:
уважительное отношение к привычкам и взглядам семьи;
индивидуализированные и гибкие методы работы с семьей;
предоставление семье всей необходимой информации для принятия важных решений;
сотрудничество и партнерство семьи и специалистов;
обеспечение семьи необходимыми ресурсами и формами помощи;
2) принцип интеграции отражает все усилия, направленные на максимальное увеличение участия ребенка и его семьи в обычных домашних и общественных видах деятельности. Дети с нарушениями должны быть вовлечены в нормальную среду настолько, насколько это возможно. Для детей раннего возраста предпочтительна естественная среда (в кругу сверстников, не имеющих ограничений жизнедеятельности);
3) принцип междисциплинарного подхода в оказании помощи семье и ребенку характеризует качество группового взаимодействия специалистов разного профиля между собой и выстраивание отношений сотрудничества с семьей ребенка из целевой группы;
4) принцип координации и интеграции компонентов системы, а также кооперации и социального партнерства системы ранней помощи и ее институтов с другими ведомствами и их учреждениями в целях повышения качества оказываемых услуг;
5) принцип включения членов семьи ребенка в процесс оказания ранней помощи, означающий, что семья становится активным участником разработки, обсуждения и реализации программы ранней помощи, входит в состав команды специалистов и участвует в работе службы ранней помощи на каждом ее этапе;
6) принцип нормализации означает приближение стиля жизни особой семьи к стилю жизни других семей, проживающих рядом: возможность жить в семье; доступность получения помощи и медицинских услуг; образование и воспитание вместе с обычными детьми; возможность будущей независимой жизни;
7) принцип оказания ранней помощи в естественной для ребенка среде, означающий максимальное раскрытие возможностей ребенка в естественном для него окружении, а также количество и качество оказываемой помощи на дому и в естественной обстановке (в парке, на игровой площадке, в песочнице и т.п.);