РАСЧЕТНЫЙ ОБЪЕМ СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ - ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ)
Наименование лесничеств | Планируемые объемы создания материальных запасов, км | Категория дороги | Стоимость создания материальных запасов, млн. руб./км | Всего, млн. руб. |
Смирныховское (юг) | 54,5 | летняя | 3,4 | 185,3 |
Тымовское (юг) | 33,1 | летняя | 3,8 | 125,8 |
Красногорское | 10 | летняя | 2,7 | 27,0 |
Александровское | 40,0 | летняя | 3,8 | 152,0 |
Долинское | 36,2 | летняя | 2,1 | 76,0 |
Ногликское (центр) | 59,6 | зимняя | 0,5 | 29,8 |
Холмское | 22,5 | летняя | 2,1 | 47,3 |
Поронайское | 32 | летняя | 2,1 | 67,2 |
Тымовское (север) | 62,1 | зимняя | 0,5 | 31,1 |
Итого | 350,0 | 21,0 | 714,5 |
Указанные объемы рассчитаны исходя из перечня планируемых к освоению лесных участков и расстояния от расчетной средней точки территории до ближайшего пункта примыкания (автомобильной дороги общего пользования). Удельная стоимость создания материальных запасов сильно разнится и зависит от характера местности (пересеченная, равнинная), наличия крупных водотоков, требующих оборудования мостовых переходов, гидрологического режима местности (болото, возвышенность, скальный выход). Наименьшая стоимость характерна для зимних дорог, оборудуемых в условиях севера Сахалинской области (Ноглики, Тымовское), наибольшая - для сильно пересеченной, местами заболоченной местности в южной части Тымовского лесничества. Обоснованность создания такой транспортной инфраструктуры обусловлена ее небольшой протяженностью и высокими качественными параметрами планируемой к заготовке древесины (ель, спелые, высокополнотные насаждения).
Наряду с высокими затратами на обеспечение создания материальных запасов - транспортной инфраструктуры (лесохозяйственных и лесовозных дорог) существенной проблемой также является сезонность заготовок и сезонность сбыта продукции. Заготовительные мероприятия и формирование затрат предприятий происходят в основном в зимнее время. Однако до 90% продукции реализуется в весенне-летний период.
Указанная сезонность заготовок и сбыта вынуждает предприятия осуществлять дополнительное резервирование оборотных средств на обеспечение текущей деятельности, что отрицательно сказывается на их прибыльности и устойчивости.
Проблема модернизации лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отрасли, ее технического перевооружения стоит очень остро. В настоящий момент износ основных средств на предприятиях лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности достигает 80%.
Кроме того, малые предприятия лесной отрасли сталкиваются со сложностями при открытии кредитных линий, т.к. имеющееся имущество зачастую не удовлетворяет требования кредитных организаций к предметам залога. Проблема отсутствия и недостаточности залоговой массы зачастую не позволяет решать самые насущные проблемы, связанные с развитием предприятий, что делает невозможными без дополнительной государственной поддержки переоснащение и модернизацию производств.
Развитие деревообработки будет происходить преимущественно путем модернизации, технического перевооружения и создания новых производств на действующих предприятиях.
Вопросы, возникающие при определении путей решения исходной проблемы, разбиваются на ряд целевых блоков:
- совершенствование нормативного и планового регулирования;
- инвентаризация ресурсов и формирование схемы их освоения;
- решение кадровых проблем на предприятиях комплекса;
- формирование условий для возобновления лесных ресурсов;
- необходимость развития транспортной инфраструктуры;
- решение проблем, связанных с технологическим отставанием существующих производств от требований рынка;