Действующий

Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Махачкалы на период 2018-2035 годов



Рис. 5.4.1.6. Ослабление заторовых ситуаций после введения организации одностороннего движения на улицах Максима Горького и Сулеймана Стальского


5.4.2. Развитие парковочного пространства.


Несмотря на высокую плотность улично-дорожной сети центральной части города Махачкалы, ее качественные показатели уступают потребностям сегодняшнего дня. Из-за существующей ширины проезжей части и отсутствия регулирования парковочного пространства обычной является ситуация, при которой из двух имеющихся полос для движения одна полностью занята припаркованными автомобилями, а при наличии трех полос в одном направлении - крайняя полоса занята припаркованными по правилам автомобилями, в то время как средняя также занята хаотично и в нарушение ПДД. При этом на оставшейся полосе могут находиться автомобили, водители которых ищут место для парковки и, двигаясь со сниженной скоростью, еще больше снижают пропускную способность улиц.


Таким образом, первоочередной целью организации парковочного пространства является его структурирование. С этой целью предлагается ограничение разрешения на парковку на отдельных наиболее загруженных участках УДС, а также обустройство парковочного пространства в отдельных зонах.


Взимание платы за парковку на отдельных участках улично-дорожной сети вблизи мест притяжения значительных транспортных потоков - там, где возникает дефицит парковочного пространства, во всем мире является эффективным и общепризнанным инструментом управления спросом на пользование личным транспортом и создает баланс между пользованием личным и общественным транспортом.


Применение такого инструмента управления спросом на дефицитный ресурс пропускной способности городских улиц, как организация платных городских парковок на улично-дорожной сети, целесообразно в местах массовых нарушений правил дорожного движения в части остановки и стоянки транспортных средств, провоцирующих аварийные ситуации и препятствующих движению пешеходов, общественного и прочего транспорта, а также в местах, где резиденты лишены приоритета паркования вблизи собственных домов за счет паркования транспортных средств посетителей близлежащих точек притяжения.


Платность парковки на улично-дорожной сети обеспечивает наличие свободных мест, высокую оборачиваемость машино-мест, стимулирование пользования общественным транспортом. При этом доступность машино-мест повышает скорость движения всего транспортного потока за счет снижения количества водителей, ищущих место для парковки на сниженной скорости с дополнительными перепробегами.


Резиденты, то есть собственники и наниматели помещения в домах, расположенных на участках улиц, внесенных в перечень зон организации платных городских парковок, должны обладать возможностью оформления резидентных парковочных разрешений на принадлежащие им автомобили.


Кроме того, льготными условиями на парковку должны обладать социально незащищенные группы граждан: многодетные родители, инвалиды, родители детей-инвалидов.


При создании зон платной парковки, естественно, возникает повышенный спрос на бесплатные парковочные места, находящиеся зачастую на дворовой территории. В целях создания комфортных условий для проживания резидентов платных городских парковок целесообразно устанавливать шлагбаумы, препятствующие въезду во дворы постороннего автотранспорта на территории платной парковки.


Ценовая политика в отношении парковочного пространства должна адекватно отражать потенциальный дефицит предложения парковочных мест и обеспечивать баланс, позволяющий постоянно иметь определенное количество незанятых парковочных мест. Это достигается как дифференцированностью стоимости почасовой парковки на более и менее востребованных участках, так и наличием разных тарифов в зависимости от времени пользования местом. Так, например, в течение первых двух часов стоимость парковки может быть низкой, но кратно возрастать при превышении этого периода. Это обеспечивает частую сменяемость пользователей парковочных мест и соответственно уменьшает дефицит их количества.


Тем не менее основной целью взимания платы за парковку является снижение уровня транспортного спроса на личном автотранспорте в целом, что благоприятно влияет на нагрузку на улично-дорожную сеть не только за счет более упорядоченного движения, но и за счет общего снижения количества автомобилей, использующих прилегающие участки улично-дорожной сети.


Необходимым фактором успешной организации парковочного пространства является постоянный контроль за соблюдением правил постановки на парковку и ее оплаты. На первоначальном этапе, когда парковочная дисциплина водителей находится на низком уровне, необходимо привлечение сотрудников, пешим порядком контролирующих зоны парковки и с помощью программного обеспечения осуществляющих проверку оплаты и правильность паркования. Введение автоматизированных средств контроля на первом этапе не даст нужного эффекта, так как хаотичная постановка машин не даст возможности адекватно зафиксировать нарушения правил парковки. Напротив, с повышением дисциплины водителей возрастает эффективность автоматизированных средств контроля: специальных автомобилей, оборудованных средствами фиксации парковки, а также автоматизированных камер слежения.


Для города Махачкалы предлагается следующая схема организации парковочного пространства (рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4, рис. 5, рис. 6, рис. 7, рис. 8).