Среди основных направлений развития транспортной инфраструктуры можно условно выделить следующие основные направления:
развитие УДС;
развитие рельсового (внеуличного) транспорта;
развитие НГПТ;
развитие ОДД;
развитие грузового сообщения;
развитие велосипедной инфраструктуры.
4.1. Анализ вариантов развития УДС.
Пространственная структура Махачкалы, являющаяся ее значительным преимуществом и во многом позволявшая жителям получать достойный уровень транспортного обслуживания, в то же время ограничивает варианты развития ее УДС.
В городе практически отсутствуют естественные разделители. Через город проходит всего одна железная дорога, расположенная вдоль оси расселения. Реки и крупные водоемы, препятствующие проезду, отсутствуют.
УДС центральной части представлена правильной сеткой. Этот и вышеуказанные факторы создают хорошую межрайонную пространственную связанность.
В связи с этим строительство дополнительных участков УДС в центральной части города не приведет к какому-либо существенному положительному транспортному эффекту. В то же время строительство дополнительных объездных дорог, а также новых въездов из города-спутника Каспийска позволит увеличить связанность территорий на основных направлениях развития города.
4.2. Анализ вариантов развития рельсового (внеуличного) транспорта.
В связи с довольно высокой плотностью застройки, в том числе малоэтажным и частным жильем, строительство новых наземных рельсовых путей будет чрезвычайно затратным.