Действующий

Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Махачкалы на период 2018-2035 годов



Рис. 5.1.9. Загруженность УДС севера Махачкалы после строительства северного обхода


В настоящее время транзит автотранспорта через Махачкалу (а фактически все автомобильное сообщение России с Азербайджаном и Ираном) осуществляется с использованием городской УДС - проспектов Казбекова и Акушинского. В настоящее время автодорога Р-215 имеет значительный участок с грунтовым покрытием на территории Калмыкии, однако после завершения ведущейся в настоящее время реконструкции поток по автодороге увеличится.


Для выведения транзитного автомобильного потока за пределы городской застройки предлагается строительство северного обхода Махачкалы.


В рамках данной работы проработан вариант ближнего обхода протяженностью около 16 км. Однако необходимо учесть, что территория до с. Шамхал-Термен будет использоваться для развития г. Махачкалы и размещения там больших объемов жилой и общественной застройки, в результате чего проработанный вариант трассы также окажется в пределах городской застройки в течение 10-15 лет. Вопрос проектирования более глубокого обхода, расположенного за границей перспективной застройки городского округа "г. Махачкала" (например, вдоль р. Шураозень с западным обходом пос. Тюбе или даже Газиюрт - Новый Чиркей), находится за рамками данной работы и может быть рассмотрен по существу только на республиканском уровне с участием Министерства транспорта России.


Рассматриваемая трассировка не вступает в конфликт с текущей схемой функционального зонирования, однако в зависимости от конкретных планировочных решений может потребоваться выкуп земель.


5.2. Наземное метро (городская электричка).


Махачкала располагается на прибрежном плато, отделяющем Каспийское море от горного хребта, входящего в горную систему Большого Кавказа. Естественно, пригодная для заселения территория вытянута вдоль моря в направлении с северо-запада на юго-восток, и в меридианальном направлении ее длина значительно превышает длину в широтном направлении. Вдоль данной оси расположены основные селитебные территории городов Махачкалы и Каспийска. Также вдоль данной оси проходит и главный ход Прикаспийской линии железной дороги, являющийся связующим коридором с близлежащими населенными пунктами. Тем не менее в настоящий момент транспортный потенциал данной связи недостаточно реализован. Использующаяся в основном для грузового, а также для редкого дальнего пассажирского движения линия обслуживается лишь двумя парами пригородных электропоездов в день. Пассажирская инфраструктура остановочных пунктов, за исключением главного вокзала, представляет собой в основном укороченные (на одну дверь одного вагона) низкие платформы без дополнительных обустройств.


Для организации устойчивой транспортной связи между Махачкалой и Каспийском, а также для организации независящего от дорожной ситуации внеуличного сообщения внутри города Махачкалы предлагается создание на базе существующей инфраструктуры железной дороги скоростного внеуличного транспорта - линии наземного метро (городской электрички) в направлении Шамхал - Махачкала - Каспийск общей протяженностью 35,2 км с 15 станциями.


В качестве I очереди предлагается строительство линии Махачкала - Каспийск протяженностью 19,3 км с 8 станциями. Линия организуется полностью в наземном исполнении на путях существующего главного железнодорожного хода Прикаспийской линии от ст. "Махачкала II - Порт" (вокзал) до ст. "Тарки" и далее от ст. "Тарки" по однопутной линии общего пользования Тарки - Каспийск, в настоящее время не используемой для пассажирского движения.


На двухпутном участке Махачкала - Тарки в настоящее время имеются две станции с существующей пассажирской инфраструктурой (Махачкала и Тарки) и два остановочных пункта с минимальной пассажирской инфраструктурой (низкими короткими платформами на одну дверь вагона) на о.п. 2290 км и о.п. 2294 км. Станции "Махачкала" и "Тарки" требуют незначительных работ по модернизации существующей пассажирской инфраструктуры для приведения ее в соответствие с высоким стандартом линии скоростного городского внеуличного транспорта.


На базе о.п. 2290 км создается станция "Степной" с полной реконструкцией пассажирской инфраструктуры. На базе о.п. 2294 км создается станция "Новый Кяхулай" также с полной реконструкцией пассажирской инфраструктуры.


Помимо вышеуказанных станций, в рамках нового строительства сооружаются следующие станции: "Родопский бульвар", "Анжи-базар", "Кирпичный завод" и "Каспийск".


Схема I очереди наземного метро г. Махачкалы представлена на рис. 5.6.