СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ "ГОРОД МАХАЧКАЛА"

РЕШЕНИЕ

от 28 июня 2018 года N 26-6

Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Махачкалы на период 2018-2035 годов



В целях разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение надежности, эффективности работы объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", в соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2014 N 456-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений", руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа "город Махачкала", Собрание депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" решает:


1. Утвердить прилагаемую Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Махачкалы на период 2018-2035 гг.


2. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.



Врио Главы городского округа
с внутригородским делением
"город Махачкала"
А.ГАСАНОВ



Председатель Собрания
А.МУРТАЗАЛИЕВ



ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА МАХАЧКАЛЫ



1. Паспорт программы комплексного развития транспортной инфраструктуры г. Махачкалы

Наименование программы

-

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Махачкалы на период 2018-2035 гг.

Основание для разработки программы

-

Градостроительный кодекс Российской Федерации (ФЗ N 456 от 29.12.2014);

постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1440;

Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 220-ФЗ;

приказ Министерства транспорта и связи Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 43 "Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения"

Наименование заказчика и разработчиков программы, их местонахождение

-

муниципальное казенное учреждение "Управление промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства Администрации города Махачкалы" (МКУ "УПТС и ДХ"), г. Махачкала, государственное унитарное предприятие города Москвы "Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы "МосгортрансНИИпроект" (ГУП "МосгортрансНИИпроект"), г. Москва

Цели и задачи программы

-

разработка ПКРТИ направлена на всестороннее развитие транспортной инфраструктуры и обеспечение:

безопасности и эффективности транспортного обслуживания населения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность на территории г. Махачкалы;

доступности объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования г. Махачкалы;

развития транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении, субъектов экономической деятельности - в перевозке пассажиров и грузов на территории г. Махачкалы;

развития транспортной инфраструктуры, сбалансированной с градостроительной деятельностью в поселениях, городских округах;

приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности;

приоритетных условий движения транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам;

условий для пешеходного и велосипедного передвижения населения;

повышения эффективности функционирования действующей транспортной инфраструктуры


Табл. 1. Перечень мероприятий и их краткое содержание.

Запланированные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры

Краткое описание мероприятий

Мероприятия по развитию УДС

Мероприятия, направленные на определение приоритетных объектов дорожного строительства, в рамках развития сети УДС г. Махачкалы

Мероприятия по развитию рельсового транспорта

Мероприятия, направленные на развитие городской электрички г. Махачкалы в целях снижения интервальности движений, улучшения транспортной доступности, реконструкцию и модернизацию сопутствующей инфраструктуры

Мероприятия по развитию НГПТ

Мероприятия, направленные на развитие троллейбусной сети г. Махачкалы

Мероприятия в сфере ОДД

Мероприятия, направленные на решение задач обеспечения приоритета общественного транспорта, развитие парковочного пространства, совершенствование средств технического регулирования ОДД

Мероприятия по развитию грузового сообщения

Мероприятия, направленные на улучшение качества грузового сообщения г. Махачкалы, включая разработку грузового каркаса

Мероприятия по развитию вело - пешеходной инфраструктуры

Мероприятия, направленные на развитие велосипедной и пешеходной инфраструктуры г. Махачкалы

Мероприятия в сфере институциональных преобразований

Мероприятия, направленные на повышение качества администрирования ОДД г. Махачкалы


Табл. 2. Целевые показатели программы.

Показатель

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение (2017 год)

Период, год

2018

2019

2020

2021

2022

2023-2035 (прогнозное)

Снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно опасных участков) на дорожной сети, %

основной

100

44,4

37,8

24,5

22,3

21,8

6,1

Доля протяженности дорожной сети, работающей в режиме перегрузки в час пик, %

основной

82

76

71

65

62

61

54

Рост средней скорости ИТ, %

основной

100

105

110

113

115

116

122

Рост средней скорости ОТ, %

основной

100

105

110

113

115

116

122


Табл. 3. Укрупненные затраты по мероприятиям.

Запланированные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры

Укрупненные расходы на реализацию мероприятий, млн.

Мероприятия по развитию УДС

3280

Мероприятия по развитию рельсового транспорта

1140

Мероприятия по развитию НГПТ

120

Мероприятия в сфере ОДД

158

Мероприятия по развитию велопешеходной инфраструктуры

60



2. Характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры


2.1. Анализ положения г. Махачкалы в структуре пространственной организации Российской Федерации и Республики Дагестан.


Через территорию Дагестана проходят международные транспортные коридоры страны "Запад - Восток", "Север - Юг", включающие важнейшие магистрали: федеральную автомобильную трассу "Кавказ" и железнодорожную магистраль "Москва - Ростов-на-Дону - Махачкала - Баку", а также автомобильную магистраль "Армавир - Буденновск - Кочубей - Махачкала" и железнодорожную магистраль "Москва - Волгоград - Астрахань - Кочубей - Махачкала", связывающие территорию республики в единое транспортно-экономическое пространство с развитыми регионами и деловыми центрами России и стран ближнего зарубежья.


Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский морской торговый порт, выгодно расположенный в зоне международных транспортных коридоров "Север - Юг", "Восток - Запад". На сегодняшний день грузооборот ММТП составляет 1 млн. 670 тыс. тонн. Порт работает круглогодично.


В 15 километрах от Махачкалы расположен международный аэропорт "Уйташ", имеющий стратегическое значение, в том числе для экономически эффективного осуществления технических и транзитных перевозок. Аэропорт является единственными воздушными воротами Дагестана и вторым по значимости в Северо-Кавказском федеральном округе - он связан воздушным сообщением со многими городами России: Москвой, Санкт-Петербургом, Сочи, Ростовом-на-Дону, Самарой, Сургутом, Минеральными Водами, а также с городами дальнего зарубежья: Стамбулом и Шарджей. После завершения реконструкции взлетно-посадочной полосы с октября 2015 года аэропорт перешел на круглосуточный режим работы и ведет активную деятельность по допуску и регулярному обслуживанию новых типов воздушных судов и расширению маршрутной сети. Аэропорт за 2015 год обслужил около 707 тысяч пассажиров, увеличив пассажиропоток на 68% по сравнению с 2013 годом (в 2014 году аэропорт был закрыт на реконструкцию).


Через республику проходят магистральный нефтепровод "Баку - Новороссийск" и три магистральных газопровода: "Макат - Северный Кавказ", "Моздок - Казимагомед", "Кумли - Аксай".


Территория республики отличается относительно высокими показателями плотности железнодорожной и автомобильной сети. Густота железнодорожных путей общего пользования составляет 103 км путей на 10000 кв. км территории (в среднем по России - 50 км); плотность автомобильных дорог общего пользования - 148 км на 1000 км дорог (в среднем по России - 32 км); удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием - 93% (в среднем по России - 91%).


Махачкала является центральным транзитным пунктом, расположенным на стыке всех дорог Дагестана.


Железнодорожный вокзал Махачкалы расположен в границах железнодорожной станции "Махачкала II - Порт" Махачкалинского региона Северо-Кавказской железной дороги, основной пассажирской станции города, где останавливаются все поезда дальнего следования. Станция "Махачкала" является конечной для всех пригородных поездов. Длина железнодорожных путей по Махачкалинскому региону СКЖД составляет 878,69 км. Махачкалинский регион СКЖД осуществляет перевозку пассажиров по междугородним маршрутам и по внутриреспубликанским маршрутам пригородного сообщения.


В Махачкале имеются два автовокзала: главный - Северный и пригородный - Южный. Северный автовокзал обслуживает как межрегиональные маршруты дальнего следования в города центральной и южной России, так и междугородние маршруты в города и села северной и центральной части Дагестана; Южный автовокзал (Южная автостанция) является конечным пунктом для междугородних маршрутов, соединяющих с Махачкалой южные районы Дагестана.


2.2. Социально-экономическая характеристика г. Махачкалы, характеристика градостроительной деятельности на территории г. Махачкалы, включая деятельность в сфере транспорта, оценка транспортного спроса.


Махачкала является третьим по численности населения среди городов Северо-Кавказского региона и крупнейшим городом Северо-Кавказского федерального округа. Численность населения городского округа по состоянию на 2017 год составляет 722 тыс. человек, в том числе численность населения г. Махачкалы - 593 тыс. человек. Город Каспийск является основным городом-спутником Махачкалы, его население, по данным Росстата на 01.01.2017, составляло 113348 жителей.


Численность населения г. Махачкалы показывает устойчивую динамику роста - в пределах 1% в год. Более динамичный рост численности населения показывает г. Каспийск с темпом прироста, не превышающим 3% в год.


Табл. 2.2.1. Динамика изменения численности населения.

Населенный пункт

2014

2015

2016

2017

Махачкала

абс.

578332

583233

587876

592976

прирост, %

0,37%

0,85%

0,80%

0,87%

Каспийск

абс.

105106

107329

110080

113111

прирост, %

1,87%

2,12%

2,56%

2,75%


Основными промышленными центрами являются:


завод "Дагдизель" (г. Каспийск);


завод имени Магомеда Гаджиева (г. Махачкала);


"Авиаагрегат" (г. Махачкала);


Завод сепараторов (г. Махачкала);


Каспийский завод точной механики (г. Каспийск).


Основные зоны притяжения в границах города расположены в историческом центре, а также в зоне морского порта.



Рис. 2.2.1. Основные зоны притяжения жителей города


Территория, расположенная вдоль автодороги Махачкала - Каспийск, является главным резервом рассматриваемой зоны и в настоящее время активно застраивается: ведется массовая жилищная застройка всех видов - от индивидуальной до многоэтажной, строятся различные объекты торговли, построен стадион "Анжи-Арена" на 26 тысяч зрителей (является домашним стадионом футбольного клуба "Анжи"). Автодорога, связывающая Махачкалу и Каспийск, реконструирована в течение последнего десятилетия, по ней построена троллейбусная линия.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»