С учетом того, что одну из ключевых ролей в конкурентоспособности территорий играет интеллектуальный потенциал, необходимо сосредоточить усилия на закреплении активной молодежи в городе, что означает необходимость формирования молодежной (а также миграционной) политики. Кроме того, для удержания высококвалифицированных кадров и приращения интеллектуального потенциала необходимо развитие инновационных производств, формирующих рабочие места с высокими требованиями к квалификации сотрудников, а также развитие системы образования, способной обеспечить кадрами перспективные направления развития экономики города. Кроме того, особое внимание необходимо уделить доступности и качеству дошкольного и среднего образования, так как это является одним из важных социальных факторов удержания молодежи в городе.
Задачи
1. Повышение благосостояния и качества жизни населения. Основные направления деятельности должны быть нацелены на создание условий для преодоления бедности (значительного сокращения социальной и полной ликвидации экономической бедности).
2. Формирование молодежной политики, предполагающей инновационную модель поведения молодежи. Кроме того, должно быть уделено внимание включению молодежи в реализацию действующей Стратегии развития города посредством участия в приоритетных проектах. Другим направлением молодежной политики является популяризация здорового образа жизни через развитие сети спортивных сооружений, клубов и секций.
3. Развитие финансовой инфраструктуры и механизмов помощи молодым семьям в приобретении жилья, возможно внедрение системы муниципального жилищного займа - необходимы для закрепления активной молодежи в городе.
4. Поддержка взаимодействия рекрутинговых и кадровых агентств с предприятиями и образовательными учреждениями города для мониторинга мобильной части высококвалифицированных кадров города и изменений на рынке труда, анализа перспективных направлений развития экономики.
5. С учетом обозначенного приоритета развития города как коммуникационной площадки между Европой и Россией необходимо развитие системы образования (переподготовки кадров) в области культуры, искусства, архитектуры, городского и территориального развития, в сфере управления социально-культурными проектами, а также системы подготовки кадров в сфере сервиса. Необходимо также развитие совместных российско-европейских проектов в сфере образования.
6. Реализация мероприятий по регулированию трудовой миграции. Акцент должен быть смещен в сторону привлечения высококвалифицированных специалистов, в том числе за счет реализации молодежных и образовательных проектов совместно со странами Балтии, где высока доля русскоговорящего населения.
7. Улучшение демографической ситуации, предполагающей снижение уровня смертности населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, повышение уровня рождаемости.
8. Повышение качества жилищного фонда и услуг жилищно-коммунального хозяйства за счет модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, создание условий для повышения комфортности жилья.
9. Улучшение качества среды проживания населения. Главными направлениями здесь являются создание условий для обеспечения экологической безопасности и проведение мероприятий по улучшению экологической безопасности: улучшению качества атмосферного воздуха города, совершенствованию системы обеспечения населения водой питьевого качества, а также повышению комфортности среды проживания.
10. Повышение эффективности адресной социальной помощи при оказании дополнительных мер социальной поддержки различных групп населения.
Показатели
Период | ||||||||||||||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2025 | 2030 | 2035 | ||
Численность постоянного населения на конец года, тыс. чел. | ||||||||||||||||||
422,0 | 421,1 | 419,8 | 431,6 | 433,5 | 441,4 | 448,5 | 453,5 | 459,6 | 467,3 | 475,1 | 482,8 | 490,6 | 498,0 | 509,6 | 525,1 | 541,2 | ||
Численность населения трудоспособного возраста, тыс. чел. | ||||||||||||||||||
274,3 | 272,1 | 269,1 | 269,7 | 267,9 | 269,7 | 270,8 | 270,1 | 269,6 | 270,8 | 275,1 | 279,5 | 284,1 | 288,3 | 295,0 | 304,1 | 313,4 | ||
Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел. | ||||||||||||||||||
0,8 | 1,2 | 4,2 | 2,7 | 1,9 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,7 | 1,4 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 0,8 | ||
Уровень официально зарегистрированной безработицы, % | ||||||||||||||||||
0,3 | 0,4 | 1,6 | 1,0 | 0,8 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 |