Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года (с изменениями на 9 ноября 2015 года)


Таблица 58 - Обобщенная характеристика системы профессионального образования Чеченской Республики

N

п/п

Показатель

2012

2013

1.

Количество учреждений начального профессионального образования (ед.)

9

0

в них учащихся (чел.)

4152

0

2.

Количество учреждений среднего профессионального образования (ед.)

14

22

в них студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования

16469

19445

в них студентов, обучающихся по программам начального профессионального образования

3207

5887


По программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих обучение ведется по 29 профессиям. По программам подготовки специалистов среднего звена обучение ведется по 12 укрупненным группам специальностей. Наибольшее число студентов обучается по группам специальностей "Экономика и управление", "Здравоохранение", "Педагогика", "Транспорт".


За последние годы система профессионального образования получила дальнейшее развитие, заложены основы непрерывного профессионального образования.


На базе образовательных учреждений профессионального образования созданы 9 ресурсных центров по подготовке квалифицированных рабочих и служащих для строительной отрасли, транспорта, сферы обслуживания, общественного питания и туристического сервиса.


Все шире распространяется опыт взаимодействия структур системы профессионального образования с работодателями, с центрами занятости населения, социальными партнерами.


В Чеченской Республике идет восстановление системы высшего профессионального образования. В 2012 г. в 3 вузах региона обучалось 33,1 тыс. чел., а было выпущено 5,9 тыс. специалистов (в 2013 г. обучалось 31,9 тыс. чел, а было выпущено 5,97 тыс. чел.). Недостаточным является охват населения высшим образованием. В 2012 г. на 10 тыс. чел. населения приходилось всего 263 студента, 254 из которых обучались в государственных вузах (76-е место в Российской Федерации и 6-е место в СКФО). Среднероссийское значение данного показателя составляет 446 студентов на 10 тыс. чел. населения, 379 из которых обучаются в государственных вузах. Практически двукратное отставание от средних значений по Российской Федерации свидетельствует также и о недостаточной развитости системы непрерывного образования в регионе. Данная система чрезвычайно важна для модернизационных процессов в экономике республике, так как обеспечивает за счет переподготовки и повышения квалификации работников эффективную структурную перестройку рынка труда для достижения приоритетных целей социально-экономического развития.


Важным обстоятельством, характеризующим качество высшего образования в Чеченской Республике, является отсутствие достаточного уровня обеспеченности вузов персональными компьютерами. Число персональных компьютеров на 100 студентов в регионе составляет 5 штук (80-е место в Российской Федерации и 7-е место в СКФО) при среднероссийском значении этого показателя в 9 штук. Недостаточная автоматизация касается не только образовательных процессов, но и процесса управления вузами.


К началу 1990 годов г. Грозный был одним из крупнейших научных центров на Северном Кавказе. Здесь функционировало около 10 научно-исследовательских учреждений. Однако в ходе военных действий вся материальная база (лаборатории, помещения и пр.) была уничтожена. В результате в настоящее время в республике существует лишь одно государственное научное учреждение - Академия наук Чеченской Республики.


Академия наук Чеченской Республики имеет следующую структуру:


В структуру института гуманитарных исследований входят 6 отделов и 2 центра. В штате Академии состоят 18 действительных членов, 14 членов-корреспондентов, 37 докторов и 55 кандидатов наук.


Академия наук Чеченской Республики осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования по 14 направлениям.