Таблица 58 - Обобщенная характеристика системы профессионального образования Чеченской Республики
N п/п | Показатель | 2012 | 2013 |
1. | Количество учреждений начального профессионального образования (ед.) | 9 | 0 |
в них учащихся (чел.) | 4152 | 0 | |
2. | Количество учреждений среднего профессионального образования (ед.) | 14 | 22 |
в них студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования | 16469 | 19445 | |
в них студентов, обучающихся по программам начального профессионального образования | 3207 | 5887 |
По программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих обучение ведется по 29 профессиям. По программам подготовки специалистов среднего звена обучение ведется по 12 укрупненным группам специальностей. Наибольшее число студентов обучается по группам специальностей "Экономика и управление", "Здравоохранение", "Педагогика", "Транспорт".
За последние годы система профессионального образования получила дальнейшее развитие, заложены основы непрерывного профессионального образования.
На базе образовательных учреждений профессионального образования созданы 9 ресурсных центров по подготовке квалифицированных рабочих и служащих для строительной отрасли, транспорта, сферы обслуживания, общественного питания и туристического сервиса.
Все шире распространяется опыт взаимодействия структур системы профессионального образования с работодателями, с центрами занятости населения, социальными партнерами.
В Чеченской Республике идет восстановление системы высшего профессионального образования. В 2012 г. в 3 вузах региона обучалось 33,1 тыс. чел., а было выпущено 5,9 тыс. специалистов (в 2013 г. обучалось 31,9 тыс. чел, а было выпущено 5,97 тыс. чел.). Недостаточным является охват населения высшим образованием. В 2012 г. на 10 тыс. чел. населения приходилось всего 263 студента, 254 из которых обучались в государственных вузах (76-е место в Российской Федерации и 6-е место в СКФО). Среднероссийское значение данного показателя составляет 446 студентов на 10 тыс. чел. населения, 379 из которых обучаются в государственных вузах. Практически двукратное отставание от средних значений по Российской Федерации свидетельствует также и о недостаточной развитости системы непрерывного образования в регионе. Данная система чрезвычайно важна для модернизационных процессов в экономике республике, так как обеспечивает за счет переподготовки и повышения квалификации работников эффективную структурную перестройку рынка труда для достижения приоритетных целей социально-экономического развития.
Важным обстоятельством, характеризующим качество высшего образования в Чеченской Республике, является отсутствие достаточного уровня обеспеченности вузов персональными компьютерами. Число персональных компьютеров на 100 студентов в регионе составляет 5 штук (80-е место в Российской Федерации и 7-е место в СКФО) при среднероссийском значении этого показателя в 9 штук. Недостаточная автоматизация касается не только образовательных процессов, но и процесса управления вузами.
К началу 1990 годов г. Грозный был одним из крупнейших научных центров на Северном Кавказе. Здесь функционировало около 10 научно-исследовательских учреждений. Однако в ходе военных действий вся материальная база (лаборатории, помещения и пр.) была уничтожена. В результате в настоящее время в республике существует лишь одно государственное научное учреждение - Академия наук Чеченской Республики.
Академия наук Чеченской Республики имеет следующую структуру:
В структуру института гуманитарных исследований входят 6 отделов и 2 центра. В штате Академии состоят 18 действительных членов, 14 членов-корреспондентов, 37 докторов и 55 кандидатов наук.
Академия наук Чеченской Республики осуществляет фундаментальные и прикладные научные исследования по 14 направлениям.