Таблица 57 - Обобщенная характеристика системы общего образования Чеченской Республики
N п/п | Показатель | 2012 год | 2013 год | ||
Количество учреждений (ед.) | Численность учащихся (чел.) | Количество учреждений (ед.) | Численность учащихся (чел.) | ||
1. | Общеобразовательные учреждения | 448 | 224126 | 451 | 229183 |
2. | Общеобразовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья | 4 | 496 | 4 | 519 |
3. | Вечерние школы | 15 | 7581 | 15 | 8007 |
Произошедшие за последние годы в Чеченской Республике изменения в системе общего образования свидетельствуют о достаточно быстрых темпах ее восстановления и общем удовлетворительном состоянии. Учебно-воспитательный процесс в учреждениях начального общего, основного общего и среднего общего образования Чеченской Республики в 2013 - 2014 учебном году ведут 23095 педагогических работников. В 83 общеобразовательных учреждениях обучение ведется в одну смену, 320 учреждений осуществляют обучение в две смены и 52 учреждения - в три смены.
В развитии системы дополнительного образования в Чеченской Республике за последние годы наметились положительные тенденции. Количество учреждений дополнительного образования детей за последние 5 лет увеличилось на 56 учреждений и составляет в 2012 г. 107 ед. Численность занимающихся в кружках и спортивных секциях за тот же период увеличилась на 37000 человек и в 2012 году составляет 96000 учащихся. В учреждениях дополнительного образования работает почти 2500 педагогов и тренеров.
Система дополнительного образования детей Чеченской Республики проводит свою деятельность по пяти направлениям: техническое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, эколого-биологическое.
Из 96622 учащихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей, в физкультурно-спортивных секциях занимаются 42697 учащихся (44,3%); в художественно-эстетическом направлении занимаются 18846 учащихся (19,6%); в туристско-краеведческом направлении - 10783 учащихся (11,3%); в направлении технического творчества - 8973 учащихся (9,2%); в эколого-биологическом направлении - 9323 учащихся (9,6%).
Дошкольное образование в настоящее время приобретает все большее социальное значение. Сегодня вполне очевидно, что дошкольный возраст - период, оказывающий значительное влияние на последующее становление личности. Одной из определяющих форм дошкольного образования, полноценного детского развития является воспитание и образование детей в дошкольных образовательных учреждениях. Возрастающий спрос на дошкольное образование определяет необходимость его дальнейшего развития.
За последние годы ситуация в дошкольном образовании Чеченской Республики существенно изменилась. По различным программам построены и сданы в эксплуатацию 38 дошкольных образовательных учреждений на 5040 мест, восстановлены 28 учреждений на 4950 мест, проведен капитальный ремонт 13 зданий на 1570 мест, создано 2732 новых рабочих мест, увеличился охват детей дошкольным образованием с 5% в 2007 году до 11% в 2012 году). Чеченская Республика по охвату детей дошкольным образованием занимает предпоследнее место в Российской Федерации, уступая Республике Дагестан и опережая Республику Ингушетия. Таким образом, проявляется тенденция нехватки детских учреждений дошкольного образования, что может оказать негативное влияние на качество общего и среднего образования в регионе.
В 2012 году в системе дошкольного образования Чеченской Республики функционировало 179 учреждений, в том числе:
21 государственное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида с числом воспитанников 3708 человек;
153 муниципальных дошкольных образовательных учреждения с числом воспитанников 25089 человек;
5 негосударственных дошкольных образовательных учреждений с числом воспитанников 348 человек.
При реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Чеченской Республики система профессионального образования приобретает особое значение как один из основных ресурсов необходимого кадрового обеспечения. Состояние и уровень развития системы профессионального образования в значительной мере определяют прогресс во всех направлениях социальной политики и отраслях экономики. Все это требует подготовки нового типа рабочих и служащих на основе федеральных образовательных стандартов третьего поколения.
Падение престижа технического образования, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, растущие объемы информации и ее быстрое старение, накладывают повышенные требования к компетенции специалистов, что, в свою очередь, обуславливают поиск новых форм организации системы профессионального образования.
В настоящее время в системе профессионального образования Чеченской Республики функционирует 22 образовательных учреждения, из них 20 учреждений - подведомственных Министерству образования и науки Чеченской Республики, 1 учреждение - подведомственное Министерству здравоохранения Чеченской Республики и 1 учреждение - подведомственное Министерству культуры Чеченской Республики" (Таблица 58).