Задача 4.6. Развитие рынка услуг в социальной сфере
Целевое видение к 2035 году
К 2035 году будут созданы условия для развития рынка социальных услуг, что предусматривает повышение качества и доступности предоставления социальных услуг, развитие конкуренции за счет привлечения некоммерческих организаций и перехода от единичных инновационных проектов к системной работе в данной сфере.
Главным ресурсом повышения эффективности социальной политики является совместная деятельность государства, СОНКО, бизнеса, а также граждан посредством их участия в благотворительности, включая добровольчество (волонтерство).
Важнейшим ресурсом развития социальной сферы стали СОНКО.
Участие СОНКО в оказании услуг в социальной сфере позволит существенно повысить эффективность использования общественных ресурсов, выделяемых на эти цели, активно внедрять в практику инновационные социальные технологии, обеспечивать индивидуальный подход к потребностям получателя услуги, быстрее реагировать на его нужды, привлекать через каналы СОНКО дополнительные ресурсы в виде средств благотворительных фондов, пожертвований, грантов, осуществлять внебюджетные инвестиции в развитие объектов социальной инфраструктуры.
В результате будут запущены механизмы, которые сформируют новые системные практики взаимодействия государства и негосударственных, в том числе некоммерческих, организаций в оказании услуг населению и обеспечат укрепление взаимного доверия государства и СОНКО.
Проблемы:
отсутствие принятых на федеральном уровне законов о социальном предпринимательстве, о государственном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере;
отсутствие типовой модели инфраструктуры поддержки некоммерческих организаций, предоставляющих услуги в социальной сфере;
отсутствие налогового стимулирования компаний, осуществляющих социальные проекты, в части расширения перечня расходов, относимых к прочим расходам, связанным с производством (например, инвестиции в образовательные организации и программы, иные социальные проекты).
Приоритетные направления:
повышение социально ответственной деятельности бизнеса с использованием механизмов ГЧП в социальной сфере;
снижение барьеров для доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, в разрезе различных отраслей;
внедрение конкурентных способов оказания услуг в социальной сфере;