____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Белгородской области от 21.02.2022 N 96-пп, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 25.02.2022).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 30 августа 2021 года)
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 30.08.2021 N 360-пп)
В целях создания благоприятных условий для развития общественного питания на территории Белгородской области, улучшения качества услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания для населения области, формирования конкурентной среды и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р, распоряжения Губернатора Белгородской области от 9 марта 2016 года N 125-р "Об утверждении перечня приоритетных и социально значимых рынков и плана мероприятий "дорожной карты" по содействию развитию конкуренции в Белгородской области на 2017 - 2020 годы" Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития общественного питания в Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия, прилагается).
2. Департаменту экономического развития Белгородской области (Абрамов О.В.) в 2-месячный срок разработать и направить на утверждение План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Стратегии.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Белгородской области разработать и утвердить в установленном законодательством порядке муниципальные стратегии, руководствуясь основными положениями Стратегии.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области (Щедрина Ю.Е.).
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 30.08.2021 N 360-пп)
О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 апреля начиная с 2019 года, об исполнении постановления - к 1 апреля 2026 года.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 30.08.2021 N 360-пп)
Наименование Стратегии | Стратегия развития общественного питания в Белгородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) |
Основание для разработки Стратегии | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р; - распоряжение Губернатора Белгородской области от 9 марта 2016 года N 125-р "Об утверждении перечня приоритетных и социально значимых рынков и плана мероприятий "дорожной карты" по содействию развития конкуренции в Белгородской области на 2017 - 2020 годы" |
Государственный заказчик Стратегии | Правительство Белгородской области |
Представитель государственного заказчика (координатор) Стратегии | департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области |
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 30.08.2021 N 360-пп) | |
Руководитель Стратегии | Щедрина Юлия Евгеньевна - заместитель Губернатора Белгородской области - начальник департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области |
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 30.08.2021 N 360-пп) | |
Разработчик Стратегии | департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области |
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 30.08.2021 N 360-пп) | |
Исполнители Стратегии | - департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области; - департамент внутренней политики Белгородской области; - администрации муниципальных районов и городских округов Белгородской области (по согласованию) |
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 30.08.2021 N 360-пп) | |
Участники Стратегии (по согласованию) | - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (по согласованию); - Белгородская торгово-промышленная палата (по согласованию); - Белгородская территориальная организация профсоюза работников торговли и общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства Российской Федерации "Торговое Единство" (по согласованию); - образовательные учреждения Белгородской области, осуществляющие деятельность в области профессионального образования в сфере общественного питания (по согласованию); - общественные организации (по согласованию); - хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере общественного питания на территории Белгородской области (по согласованию) |
Цель Стратегии | создание благоприятных условий для открытия, ведения и расширения бизнеса в сфере питания вне дома независимо от формата, размера и способа ведения этого бизнеса, формирование комфортной конкурентной среды и стимулирование предпринимательской активности в сфере общественного питания, развитие всех форм организации общественного питания и поддержка областных производителей - поставщиков продукции |
Задачи Стратегии | - создание условий для развития предприятий общественного питания области; - обеспечение сбалансированного развития и размещения инфраструктуры общественного питания на территории области; - продвижение на рынок общественного питания области качественной и безопасной продукции отечественного производства, в том числе областных производителей, и организация взаимодействия между предприятиями общественного питания и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) продукции на территорию области; - создание условий для обеспечения безопасности предоставления услуг общественного питания области; - стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания; - повышение качества и культуры сервиса предприятий общественного питания для населения области; - информационно-аналитическое обеспечение в области общественного питания |
Сроки реализации Стратегии | 2018 - 2019 годы и на период до 2025 года |
Целевые показатели и показатели социально-экономической эффективности реализации Стратегии | 1. Оборот общественного питания, млн. рублей: в 2017 г. - 7830,0 млн. рублей; в 2025 г. - 12150,0 млн. рублей. 1.1. Оборот общественного питания на душу населения, рублей: в 2017 г. - 5046,9 рубля; в 2025 г. - 7838,7 рубля. 2. Количество посадочных мест в предприятиях общественного питания (общедоступная сеть), единиц: в 2017 г. - 61251 единица; в 2025 г. - 65150 единиц. 2.1. Обеспеченность населения области услугами общественного питания (общедоступная сеть) на 1000 жителей, посадочных мест: в 2017 г. - 39 посадочных мест; в 2025 г. - 42 посадочных места. 2.2. Количество предприятий общественного питания (общедоступная сеть), единиц: в 2017 г. - 1585 единиц; в 2025 г. - 1650 единиц |
Система организации контроля за исполнением Стратегии | Общее руководство и контроль за ходом реализации Стратегии осуществляет государственный заказчик Стратегии - Правительство Белгородской области. От имени государственного заказчика Стратегии оперативную работу по организации управления Стратегией и контролю за ходом ее реализации осуществляет координатор Стратегии - департамент агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области. Оперативное управление осуществляется в соответствии с мероприятиями Стратегии, определяющими сроки, исполнителей и участников реализации мероприятий |
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 30.08.2021 N 360-пп) |
Общественное питание - отрасль экономики, предприятия которой осуществляют деятельность по организации питания населения, а также производству и реализации готовой продукции и полуфабрикатов непосредственно на предприятии общественного питания или вне его, с возможностью оказания широкого перечня дополнительных услуг (включая организацию досуга).
Наравне с термином "общественное питание" в Стратегии использован более современный термин "питание вне дома", означающий в целом деятельность предприятий по изготовлению готовой кулинарной продукции и предоставлению условий для ее потребления.
Стратегия направлена на формирование и обеспечение функционирования конкурентоспособной отрасли питания вне дома или общественного питания на территории Белгородской области (далее - отрасль).
Развитие отрасли общественного питания предполагает увеличение числа и разнообразия (по форматам, специализации, размеру и т.п.) предприятий и объектов отрасли путем стимулирования предпринимательской активности через снятие административных барьеров и формирование стабильных условий ведения бизнеса.
В последние годы рынок общественного питания как в стране в целом, так и в отдельных регионах, в частности Белгородской области, претерпевает большие изменения. По мнению экспертов, динамика роста рынка, значительное увеличение множества форматов и концептуальных вариантов предприятий, качественно новый уровень ведения бизнеса с использованием новейшего оборудования и технологий подтверждают тенденцию развития отрасли общественного питания и целесообразность инвестиций в этот сегмент.
Рынок общественного питания является составной частью потребительского рынка области, таким образом, развитие рынка общественного питания напрямую зависит от потребителей, их покупательной способности и предпочтений. Следовательно, субъекты данного рынка призваны обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения области на услуги общественного питания, качество и безопасность их предоставления, доступность на всей территории области. Неэффективное развитие отрасли влечет за собой снижение качества жизни населения Белгородской области.
В связи с этим возникает необходимость разработки стратегии развития общественного питания Белгородской области.
Стратегия позволит:
- провести анализ состояния и развития отрасли в Белгородской области, выявить ключевые проблемы развития отрасли;
- создать условия, способствующие заинтересованности бизнеса в развитии отрасли;
- обеспечить баланс интересов потребителей и бизнеса;
- сформировать современный облик городов и других муниципальных образований области;
- обеспечить развитие отрасли как элемента, формирующего среду жизнедеятельности людей;
- сформировать социально ориентированную систему общественного питания, обеспечивающую ценовую и территориальную доступность услуг для всех групп населения и прочее.
Общественное питание играет важную роль в динамичном развитии экономики как страны в целом, так и Белгородской области. Специфические свойства товара и услуг общественного питания обусловливают высокую степень его локализации, тесную взаимосвязь с конкретной территорией и ее населением. Как типичный местный рынок общественное питание обеспечивает высокий уровень занятости населения области и в связи с этим оказывает значительное влияние на стабильность экономики области в целом.
В 2017 году на потребительском рынке Белгородской области осуществляли деятельность 2531 предприятие общественного питания, что на 0,1 процента больше, чем в 2016 году (2529 единиц). Из них 62,6 процента (1585 единиц) относится к общедоступной сети общественного питания. Соответственно на долю предприятий общественного питания закрытого типа (студенческие и школьные столовые, предприятия общественного питания при промышленных предприятиях и различных учреждениях) приходится 37,4 процента (945 единиц).
Общее количество посадочных мест в предприятиях общественного питания на 1 января 2018 года составило 144,9 тысячи. Из них в общедоступной сети находится 61,25 тыс. посадочных мест, или 42,3 процента.
Наиболее динамично предприятия общественного питания открываются в городе Белгороде, Старооскольском городском округе, Губкинском городском округе, Шебекинском городском округе и муниципальном районе "Белгородский район". В этих муниципальных образованиях сосредоточено порядка 70 процентов предприятий от общего количества общедоступной сети общественного питания области. Особенностью современного этапа развития общественного питания в области является то, что предприятия питания открываются в комплексе с культурно-досуговыми, лечебно-оздоровительными и торгово-развлекательными центрами.
За 2017 год сеть общественного питания общедоступной сети увеличилась на 34 единицы (2,2 процента) по сравнению с предыдущим годом и на 1055 посадочных мест (1,8 процента).
Слабо развивается общественное питание в Валуйском и Яковлевском городских округах и муниципальных районах "Ивнянский район", "Корочанский район", "Краснояружский район", "Красненский район", "Ракитянский район" и "Чернянский район", где количество предприятий общественного питания сокращается. Основными причинами закрытия большинства предприятий общественного питания в районах области являются невысокая платежеспособность населения и низкая рентабельность предприятий при высоких стартовых затратах на открытие объекта.
Среди основных характеристик современного ресторанного бизнеса - ориентация на некую усредненную европейскую кухню. Можно отметить, что из национальных кухонь в области массово представлена европейская кухня (современный ресторанный комплекс "Зима", рестораны "Башня", "Самовар", "Солома", "Новая волна", "Белогорье", "Веретено", "Эль хаус", "Амати" и др.), итальянская и японская (рестораны "La Terrazza", "Мезонин", "Милан", "Суши Дом" и др.), а также восточно-кавказский микс (рестораны "Хива", "Дворец Востока", "Генацвали", "Золотоноша" и др.). В единичных экземплярах присутствуют заведения с русской кухней, китайской и некоторыми другими кухнями.
Кроме того, на рынке общественного питания получили развитие и сегменты специализированных заведений. Особенно следует отметить кофейни, ставшие неотъемлемой частью жизни города Белгорода и городских округов (кофейни составляют 2,2 процента, или 35 объектов от общего количества предприятий общедоступной сети).
Следует отметить, что в настоящее время наиболее устойчивы к кризисным явлениям сетевые предприятия общественного питания. В области функционирует крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания McDonalds ("Макдоналдс").
Высокоценовой сегмент ресторанного бизнеса и франшизные проекты внедряются медленно. Вместе с тем, активно развивается другой сегмент рынка общепита - фаст-фуд (сеть кафе и киосков быстрого питания "Оранжевый остров") и другие предприятия быстрого питания, что свидетельствует об ориентации населения на демократические форматы общественного питания. Востребованность данного сегмента по-прежнему растет.
Состояние общественного питания общедоступной сети области в настоящее время в разрезе типологии предприятий выглядит следующим образом: 141 ресторан (8,9 процента), 155 баров (9,8 процента), 598 кафе (37,7 процента), 208 закусочных (13,1 процента), 97 кулинарий (6,1 процента), 68 буфетов (4,3 процента), 64 пиццерии (4 процента), 35 кофеен (2,2 процента), 29 столовых (1,8 процента), 15 кафетериев (1 процент) и др.