Переход к цифровой и постиндустриальной экономике в Тамбовской области базируется на положениях Программы "Цифровая экономика Российской Федерации", в том числе на основных направлениях: нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технических заделов, информационная инфраструктура и информационная безопасность.
5.3.1. В сфере промышленности приоритетным является решение следующих задач:
5.3.1.1. Развитие базовых и новых отраслей тамбовской промышленности с целью удвоения промышленного производства в индустриальных отраслях к 2035 году. Обеспечение роста производства промышленной продукции в базовых отраслях (оборонная промышленность, химическое машиностроение, химическая, легкая, перерабатывающая и пищевая промышленность) в среднем на 2% в год. Обеспечение роста производства промышленной продукции в новых отраслях промышленности (биотехнологическая и фармацевтическая промышленность, горнодобывающая промышленность и цифровая индустрия) в среднем на 4% в год.
В оборонной промышленности, наряду с развитием основных производств, будет расти доля гражданской продукции, в химической промышленности - доля малотоннажной химии с центром в г. Котовске на территории опережающего социально-экономического развития. Химическое машиностроение в перспективе увеличит свою долю в валовом выпуске базовых отраслей промышленности. Перерабатывающая и пищевая промышленность будут развиваться в направлении глубокой переработки сельскохозяйственного сырья и биотехнологий. С освоением месторождения "Центральное" горнодобывающая промышленность займет одну из лидирующих позиций в промышленном производстве.
5.3.1.2. Стимулирование формирования в Тамбовской области ИТ-отрасли промышленности с выручкой к 2035 году на уровне 5 - 6% ВРП. Планируется организация конкурсов на создание и развитие информационных систем для нужд различных направлений социально-экономического развития Тамбовской области в соответствии с данной Стратегией, в которых примут участие ИТ-компании, зарегистрированные в Тамбовской области. Обеспечение привлечения тамбовских ИТ-компаний к выполнению работ по цифровизации тамбовской промышленности, к выполнению заказов крупных государственных корпораций, к федеральным заказам по информационным технологиям. Привлечение к работам в Тамбовской области групп фри-лансеров из других регионов и стран. Организация взаимодействия тамбовских ИТ-компаний и индивидуальных предпринимателей с международными группами программирования в открытых кодах. Поддержание арендных платежей, региональных и местных налогов для ИТ-компаний на максимально допустимом по федеральному законодательству низком уровне. Создание в Тамбове инновационного "ИТ-парка" для размещения тамбовских ИТ-компаний и "ИТ-деревни" в живописном месте Тамбовской области для проживания и работы специалистов в сфере ИТ-технологий и фри-лансеров из других регионов и стран.
5.3.1.3. Поэтапное развитие отрасли здорового питания, производства биологически активных добавок (далее - БАД) и фармации. Первый этап предполагает расширение имеющейся базы здорового питания в консервировании овощной и плодовой продукции, производство полезных видов хлебобулочных изделий с добавками микроэлементов, развитие различных производств экологически безопасной продукции и здорового питания. На втором этапе - развитие направления "еда как лекарство", производство биоактивных продуктов и привлечение в Тамбовскую область фармацевтических компаний, работающих в аптечном сегменте и производящих дженерики. Указанные фармацевтические компании могут быть привлечены возможностью участия в поставках аптечной продукции в Тамбовскую область и низким уровнем региональных и местных налогов для данной перспективной отрасли. На третьем этапе - расширение производства БАД и присутствия в Тамбовской области предприятий фармацевтической промышленности с привлечением компаний, заинтересованных в производстве инновационных биотехнологических, клеточных и генных препаратов, рекомбинантных белков. Привлечь такие компании возможно имеющимися компетенциями в сфере биотехнологий и организацией регионального центра клинических исследований на условиях государственно-частного партнерства.
5.3.1.4. Освоение месторождений и развитие горнорудной промышленности. Вовлечение в освоение запасов нерудных месторождений, организация и проведение их доразведки, геолого-экономической оценки (переоценки). Организация мониторинга освоения месторождений согласно определенным в лицензиях условиям. Принятие мер по прекращению действия лицензий, выданных органами исполнительной власти Тамбовской области, в случае нарушения их условий. Обращение к Роснедрам об отзыве лицензий, выданных Роснедрами, в случае если региональный мониторинг доказательно показывает невыполнения лицензионных требований или требований Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах". Подготовка уполномоченной государственной компанией наиболее перспективных месторождений и рудопроявлений к освоению: аналитическая проработка данных геологоразведки, разработка предварительного бизнес-плана; приобретение земельного массива над перспективным рудопроявлением.
Освоение крупнейшего в Европе месторождения титановых руд "Центральное", строительство горнообогатительного комбината со строгим соблюдением нормативов экологической безопасности. Развитие горнодобывающей промышленности обеспечит в долгосрочной перспективе рост ВРП Тамбовской области на 8 - 12%.
5.3.1.5. Институциональная поддержка развития промышленности на основе специальных инвестиционных контрактов (далее - СПИК) и фонда развития промышленности.
Созданный в Тамбовской области Региональный фонд развития промышленности является координатором и оператором по региональным СПИК и оказывает консультации по федеральным СПИК. Фонд предоставляет займы на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств в соответствии с законодательными актами Тамбовской области.
5.3.1.6. Создание и развитие индустриальных парков, инжиниринговых центров, инновационных научно-технологических центров и территорий с особыми экономическими режимами. Организация центра генерации уникальных компетенций. Практика показывает, что индустриальные парки стали эффективным инструментов привлечения инвестиций в Тамбовскую область. Суммарные инвестиции в создание инфраструктуры в индустриальных парках к 2016 году достигли 134 млрд.руб., а суммарные инвестиции, вложенные в создание новых производств, составили 574 млрд.руб. Средние удельные инвестиции в инфраструктуру достигли значений в 7,8 млн.руб. на 1 га, удельные привлеченные инвестиции - 31 млн.руб. на 1 га. Общее соотношение привлеченных инвестиций в производство к инвестициям, вложенным в инфраструктуру, по совокупным данным к 2016 году достигло значений 1 к 7,5 рублям.
Развитие сети индустриальных парков на территории Тамбовской области предусматривает: создание и развитие трех индустриальных парков к 2020 году и восьми - десяти - к 2035 году.
Планируется создание на территории Тамбовской области инжинирингового центра машиностроения и нанотехнологий, инновационного научно-технологического центра "Мичуринская долина" (п. 5.3.2.4), научно-технологического центра "Радиоэлектроника и связь", организация центра генерации уникальных компетенций и территорий с особыми экономическими режимами в сфере биотехнологий, фармацевтической и химической промышленности. Создание территорий опережающего социально-экономического развития в монопрофильных муниципальных образованиях позволит диверсифицировать экономику моногородов, привлечь инвестиции и создать новые рабочие места.
5.3.1.7. Цифровая трансформация экономики Тамбовской области, создание регионального промышленного Интернета, его интеграция в мировой промышленный Интернет. На первом этапе (2018 - 2024 годы) стимулирование создания и внедрения компьютерной маркетинговой промышленной сети, позволяющей каждому промышленному предприятию Тамбовской области организовать в Интернете систему электронных площадок поставщиков, дистрибьюторов, с использованием которых оно управляет всей маркетинговой и торговой деятельностью. Реализацию на этой системе всего цикла прохождения коммерческой сделки, начиная от поиска оптимального партнера, в том числе за рубежом, и заканчивая оформлением пакета документов и выполнением финансово-расчетных операций. Управление в режиме реального времени всей торговой сетью организации, контроль дистрибьюторов, поставщиков сырья, оптовиков и розницы, безопасное заключение и оплаты сделок, контроль их выполнения, отгрузки продукции и т.д.