За 2010 - 2016 годы достигнуты следующие показатели, характеризующие развитие розничной торговли в Тамбовской области: индекс физического объема оборота розничной торговли составил 118,3% (по РФ - 103,6%, ЦФО - 101,7%); оборот розничной торговли (в фактически действующих ценах) увеличился в 1,9 раза.
В 2016 году на фоне сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения и высоких темпов инфляции на потребительском рынке Тамбовской области произошло снижение потребительского спроса. За 2016 год оборот розничной торговли составил 189,9 млрд. рублей со снижением на 3,6% в сопоставимых ценах к 2015 году. По сравнению с 2015 годом улучшилась обеспеченность торговыми площадями: на 01.01.2017 на 1 тысячу жителей Тамбовской области в среднем приходится 677,2 кв.м площади торговых объектов с ростом на 7,9%.
В 2016 году на долю торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), приходится 91,1% от областного оборота розничной торговли. Это обусловлено развитием розничных торговых сетей, которые в 2016 году формировали 21,5% областного оборота розничной торговли, что выше 2015 года на 1,1 процентных пункта. В Тамбовской области работают около 150 торговых розничных сетей, которые открыли около 800 торговых предприятий.
Активно развивается рыночная и ярмарочная торговля. Оборот по рынкам и ярмаркам в сопоставимых ценах за 2016 год возрос на 1,0% к 2015 году. По рекомендациям Минпромторга России на 30 тысяч жителей должно быть организовано не менее 1 постоянно действующей ярмарки. По состоянию на 01.01.2017 на 30 тысяч жителей Тамбовской области приходилось 7,4 ярмарки (на 01.01.2016 - 4,1 ярмарки).
За 2010 - 2016 годы: индекс физического объема оборота общественного питания составил 130,4% (по РФ - 109,0%, ЦФО - 106,7%), в среднем ежегодно вводится в эксплуатацию более 100 предприятий общественного питания.
За 2016 год оборот общественного питания составил 4,8 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах 100,3%. На 1 тысячу жителей Тамбовской области в среднем приходится 27 посадочных мест общедоступной сети.
За 2010 - 2016 годы: индекс физического объема платных услуг составил 110,8% (по РФ - 107,9%, ЦФО - 105,7%).
В 2016 году вследствие сокращения реальных располагаемых доходов населения Тамбовской области наблюдалось снижение объема платных (в т.ч. бытовых услуг): объем платных услуг составил 99,7% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года или 46,8 млрд.руб., объем бытовых услуг - 98,3% или 8,5 млрд. рублей.