5.2.1. В строительстве, энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве приоритетными задачами являются:
5.2.1.1. Ведение градостроительной деятельности на основе принципов устойчивого развития территорий. Создание оптимальной системы расселения за счет оптимизации градостроительного планирования застройки, благоустройства городов, городских и сельских населенных пунктов, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, рационального природопользования, сохранения объектов культурного наследия для обеспечения благоприятных условий проживания, труда и отдыха населения. Внедрение новых принципов строительства, расширение базы применяемых строительных материалов, применение новых конструктивных систем и технологий возведения зданий и сооружений, развитие производств индустриального домостроения полного цикла. Повышение обеспеченности населения жилыми площадями не менее 35 кв. м. на человека.
5.2.1.2. Меры по снижению административных барьеров в градостроительной сфере. Для повышения инвестиционной привлекательности строительства жилья необходимо активнее использовать меры по снижению административных барьеров в градостроительной сфере, направленные на устранение избыточных процедур в сфере строительства за счет их оптимизации, дальнейший перевод государственных услуг в электронный вид, на регламентацию административных процедур, совершенствование контроля сроков и хода предоставления государственных услуг, повышение эффективности работы государственных органов.
Формирование региональной геоинформационной системы в области градостроительной деятельности позволит повысить качество управления, упорядочить градостроительную документацию, снизить сроки рассмотрения документов, повысить прозрачность процедур, положительно скажется на административном климате.
5.2.1.3. Ускоренное переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Разработка и реализация областной программы переселения из аварийного жилья, за счет бюджета Тамбовской области и с привлечением средств федерального бюджета в рамках реализации государственных программ. Постепенный переход от приобретения квартир в новостройках для переселения жителей из аварийного жилья к более экономному и эффективному механизму развития застроенных территорий, при котором инвестор за собственные средства осуществляет расселение жителей аварийных домов, строительство на этой территории новых жилых домов и получает прибыль за счет продажи квартир. Стимулирование инвестиций в развитие застроенных территорий путем компенсации покупателям квартир в домах, построенных инвестором на этой территории, части процентной ставки по банковскому ипотечному кредиту.
5.2.1.4. Стимулирование комплексного развития территорий. Субсидирование покупателям квартир в домах, построенных инвестором на территории комплексной застройки, части процентной ставки по банковскому ипотечному кредиту. Соблюдение баланса суммы субсидий и суммы получаемой бюджетом Тамбовской области от арендной платы, земельного налога и платы за приобретение земельного участка комплексной застройки. Строительство инженерной и социальной инфраструктуры за счет государства (бюджет Тамбовской области) с включением этих затрат в долю региона в этих квартирах и цену квартир. Возврат государственных инвестиций после продажи квартир.
5.2.1.5. Развитие коллективного инвестирования в жилищное строительство. Организация в партнерстве с банками жилищных кооперативов по принципу строительных касс. Развитие жилищно-строительной кооперации, а также иных форм некоммерческих жилищных объединений граждан, в том числе в целях создания и управления малоэтажными жилыми комплексами. Эти меры позволят привлечь в жилищное строительство средства граждан, которым сегодня недоступно участие в долевом строительстве по существующим ценам.
5.2.1.6. Развитие рынка аренды жилых помещений. Стимулирование легализации доходов арендодателей квартир и домов путем снижения для этой сферы деятельности индивидуальных предпринимателей налога на доходы до 1 - 3%. Упрощение отчетности для этой группы индивидуальных предпринимателей и организация выгодных для сервисов по ведению бухгалтерского учета и налоговой отчетности.
5.2.1.7. Предоставление всем желающим в собственность, безвозмездное пользование и в аренду (или продажа прав аренды по низким ценам) свободных земельных участков в сельских населенных пунктах с условием строительства жилого дома в оговоренные в договоре аренды сроки. Стимулирование приобретение земельных участков путем предоставления на выгодных условиях льготных кредитов на строительство домов и организацию приусадебных и личных подсобных хозяйств с расчетом, что продукция этих хозяйств (сады, теплицы, животноводческие откормочные площадки) позволит приобретшим участки семьям отдавать полученные кредиты и расширять свое производство. Организация потребительских кооперативов, которые будут приобретать произведенную в хозяйствах населения продукцию по заранее гарантированным ценам и поставлять сельскохозяйственное оборудование, корма, семена и необходимые материалы. По указанной схеме может осуществляться предоставление земельных участков многодетным семьям, молодым специалистам и т.д. (см. п. 5.1.3.7).
5.2.1.8. Создание условий для повышения активности и ответственности собственников помещений в многоквартирных домах посредством развития форм самоуправления граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, прежде всего таких, как советы многоквартирных домов, товарищества собственников жилья. Стимулирование перевода функций по управлению многоквартирными домами к товариществам собственников жилья на основе использования государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). В ГИС ЖКХ граждане смогут голосовать в электронной форме на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме по всем вопросам управления многоквартирным домом, определять рейтинги управляющих организаций, направлять обращения в организации и контролирующие органы.
5.2.1.9. Организация органами исполнительной власти Тамбовской области и органами местного самоуправления работы по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства частному инвестору на основании концессионных соглашений, предусматривающих взаимные обязательства как концедента, так и концессионера по созданию, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Обеспечение передачи 90% объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в управлении унитарных предприятий, частным операторам.
5.2.1.10. Стимулирование привлечения инвесторов к водообеспечению малых населенных пунктов. Обеспечение водоснабжения и водоотведения в малых населенных пунктах (численностью менее 250 тыс. человек) во многих случаях нерентабельно и требует установления тарифов, недоступных для населения. В целях повышения инвестиционной привлекательности указанных организаций необходимо проработать возможные механизмы поддержки:
привлечение бюджетных средств для модернизации существующих объектов водоснабжения, в том числе с использованием поддержки Фонда содействия реформирования ЖКХ (программа модернизации коммунальной инфраструктуры "Малые города") с целью снижения в дальнейшем эксплуатационных затрат и оптимизация экономической модели;
разработка механизма реализации межмуниципальных концессионных соглашений для укрупнения имущественного комплекса и оптимизации затрат.