Действующий

О стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года



Приложение 2
к Стратегии социально-экономического
развития Тамбовской области до 2035 года



СВОТ-АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сильные стороны

Слабые стороны

Демографическая ситуация

1. Рост доли детей и подростков в возрасте до 16 лет.

2. Рост численности многодетных семей и детей в них.

3. Замедление естественной убыли населения.

4. Принятие Концепции демографической политики государственной семейной политики до 2025 года.

5. Принятие Плана мероприятий Тамбовской области по повышению рождаемости, в соответствии с которым в области действует комплекс мер различной направленности в социальной сфере и других немаловажных сфер деятельности.

6. Принятие Закона области от 25.02.2017 N 74-З "О ежемесячном пособии по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области".

1. Стабильное сокращение численности населения ограничивает трудоресурсный потенциал области, снижает объем внутреннего рынка, повышает общий уровень демографической нагрузки.

2. Снижение числа женщин фертильного возраста (15 - 49 лет).

3. Преобладание населения старше трудоспособного возраста (старше 65 лет), что влияет на увеличение уровня демографической нагрузки.

Социальная защита

1. Финансирование государственных полномочий Тамбовской области в сфере социальной защиты населения осуществляется в полном объеме.

2. Возможность получения гражданами пожилого возраста и инвалидами, семьями с детьми, социальных услуг в зависимости от степени их трудной жизненной ситуации.

3. Модернизация сети учреждений социального обслуживания с целью ликвидации очереди в стационарные учреждения социального обслуживания населения.

1. Недостаточность законодательства, определяющего механизм предоставления мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости и адресного подхода.

2. Значительная нагрузка на бюджет области, связанная с разницей между тарифами на предоставление социальных услуг и подушевыми нормативами финансирования (тарифы составляют 50% от подушевых нормативов).

3. Отсутствие конкуренции в сфере предоставления социальных услуг.

4. Наличие очереди в интернаты психоневрологического профиля.

5. Низкая инвестиционная привлекательность отрасли.

Культура и туризм

1. Высокий уровень востребованности и доступности услуг и объектов культуры.

2. Тамбовская область входит в число лидеров в Российской Федерации по количеству детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в области искусств.

3. Наличие уникальной системы фестивалей всех жанров искусства и мероприятий событийного туризма международного, всероссийского и межрегионального уровней.

4. Рост инвестиционной привлекательности Тамбовской области в сфере туризма.

1. Изношенность материально-технического оборудования учреждений отрасли культуры.

2. Старение кадров отрасли культуры, дефицит молодых специалистов.

3. Отсутствие на территории региона классифицированных коллективных средств размещения и других объектов туристской индустрии.

Природные ресурсы

1. Благоприятные агроклиматические условия для ведения интенсивного сельского хозяйства. Достаточная сумма активных температур для выращивания зерновых, сахарной свеклы, подсолнечника и др. культур. Большая площадь черноземных почв.

2. Природное разнообразие и относительно благоприятная экологическая ситуация, в особенности в сельских районах для развития производства экологически чистых продуктов питания и экотуризма. Отсутствие крупных промышленных загрязнителей.

3. Значительное число водных объектов - рек и озер, потенциально привлекательных для развития рекреации.

1. Обмеление рек, ухудшение пропускной способности.

2. Загрязнение природных сред производственными отходами. Рост экономического потенциала области неизбежно приводит к росту объемов образования отходов.

Трудовые ресурсы

1. Оперативность изменения структуры подготовки кадров с целью обеспечения трудовыми ресурсами приоритетных и перспективных для области сфер деятельности.

1. Стабильное сокращение численности населения ограничивает трудоресурсный потенциал области.

2. Концентрация основных трудопотребляемых видов деятельности в городах, высокая доля сельского населения создает территориальный дисбаланс в размещении спроса (города) и предложения (сельская местность) трудовых ресурсов.

3. Низкий уровень оплаты труда в регионе, препятствующий притоку квалифицированных работников из других регионов и стран.

Основные фонды

1. Значительный износ основных фондов в промышленности. В среднем по отраслям промышленности износ достигает 50%, что ведет к снижению темпов роста промышленного производства, замедлению темпов роста производительности труда, снижению конкурентоспособности продукции.

Потенциал АПК

1. Значительный производственный и научный потенциал в агропромышленной сфере.

2. Наличие достаточных земельных ресурсов для развития подотраслей растениеводства и животноводства.

3. Достаточное количество сырья для стабильного функционирования и развития пищевой и перерабатывающей промышленности.

4. Нахождение в границах области города Мичуринска - наукограда федерального значения, специализирующегося на агропромышленных технологиях.

5. Присутствие в регионе крупных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, в том числе агропромышленных холдингов, осуществляющих интенсификацию сельскохозяйственного и пищевого производства.

1. Отставание прихода крупных производителей в секторы молочного скотоводства, яичного птицеводства, картофелеводства, овощеводства открытого грунта, тепличного овощеводства.

2. Недостаточная степень развития отраслей агропромышленного комплекса высокого передела (переработка, глубокая переработка). Вывоз непереработанного сырья за пределы области (зерно). Недозагруженность перерабатывающих мощностей собственных предприятий.

3. Несовершенство и недостаточность логистической инфраструктуры хранения и сбыта. Большинство малых и средних предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, наряду с ярмарочной торговлей, не имеют возможностей для свободного продвижения собственной продукции на новые крупные рынки сбыта (межрегиональные рынки, торговые сети).

Внутренний рынок

1. Внутренний рынок растет высокими темпами.

1. Относительно небольшой (в сравнении с регионами ЦФО) объем внутреннего рынка, что тормозит приток инвестиций.

Инженерная инфраструктура

1. Удовлетворительный уровень развития и наличие возможности доступа к мощностям базовых видов производственной инфраструктуры: электроэнергия, вода, тепло, газ, транспортные системы.

2. Высокая пропускная способность межсистемных линий электропередач.

3. Наличие схем развития базовых видов инженерной инфраструктуры, схем территориального планирования муниципальных образований с учетом возможного развития инвестиционных площадок.

4. Высокий уровень газификации территории области.

5. Значительные объемы запасов подземных вод.

6. Наличие крупных сетевых операторов ресурсоснабжающих организаций.

7. Высокая динамика процесса передачи объектов инженерной инфраструктуры в концессию.

8. Стабильное обеспечение потребителей коммунальными ресурсами предприятиями коммунального комплекса.

1. Высокий износ объектов инженерной инфраструктуры (60 - 70%)

2. Недостаточное внедрение инновационных технологий (в том числе возобновляемых источников энергии).

3. Существует ряд узких мест в энергосистеме, которые могут привести к снижению качества электроэнергии, а также к отключению от энергоснабжения большого количества потребителей в случае возможных аварийных отключений трансформаторных мощностей или обрывов линий электропередачи: ПС 110 кВ в центральной и северной части г. Тамбова, ОРУ 110 кВ Котовской ТЭЦ.

4. Наличие объектов генерации не являющихся конкурентоспособными на оптовом рынке электроэнергии, но являющиеся монополистами в сфере теплоснабжения (Тамбовская и Котовская ТЭЦ).

5. Обеспеченность электрической энергией Тамбовской области от собственных генерирующих мощностей составляет 35 - 40%.

6. Наличие малопроизводительных, неэффективных котельных в сельской местности, работающих на твердом и жидком топливе.

7. Невысокая инвестиционная привлекательность отрасли ЖКХ в связи с низкой платежеспособностью населения.

Инвестиционная деятельность

1. Наличие на территории области индустриальных парков.

2. Создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в границах монопрофильного муниципального образования г. Котовска.

3. Наличие регионального Фонда развития промышленности.

4. Наличие утвержденного Порядка заключения специальных инвестиционных контрактов и заключенного СПИ.

5. Высокий уровень активности участия первых лиц региона в мероприятиях инвестиционного характера.

6. Нахождение в ТОП-20 Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.

1. Недостаточное предложение подготовленных инвестиционных площадок для промышленности с подведенной инфраструктурой существенно увеличивает сроки реализации и стоимость инвестиционных проектов.

2. Отсутствие особых экономических зон, что не позволяет конкурировать с соседними регионами по размещению инвестиционных проектов.

Инновационная деятельность

1. Наличие научного и образовательного задела в агротехнологиях, биотехнологиях, химической промышленности.

2. Достаточно сильная научная и техническая культура, традиции, опыт в области организации и проведения научных исследований и разработок.

3. Наличие на территории региона базовой инфраструктуры для формирования региональной инновационной системы: научно-исследовательских организаций, наукограда Мичуринска, реализация технологической платформы "Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания", Центра кластерного развития, бизнес-инкубатора, малых инновационных предприятий на базе вузов и др.

4. Наличие закона об инновационной деятельности.

5. Наличие консенсуса и политической воли внутри региона по поводу инновационного сценария развития как стратегического приоритета Тамбовской области.

1. Недостаточные финансовые возможности у местного крупного бизнеса, способного выступить постоянным заказчиком инновационных проектов.

2. Сельскохозяйственный профиль региона ограничивает развитие инновационной экономики, разнообразие сфер инновационной деятельности.

3. Недостаточная инфраструктура по коммерциализации инновационных разработок.

4. Инновационный потенциал малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) носит латентный характер, его трудно оценить и прогнозировать его рост.

5. Преобладание и недостаточный объем бюджетного финансирования научной и инновационной деятельности и инфраструктуры.

6. Низкий уровень инновационной активности бизнеса и восприимчивости к инновациям.

7. Низкая интенсивность связей между бизнесом и учреждениями высшего образования и науки.

8. Недостаточный уровень развития инновационного аудита на инновационно активных предприятиях.

Возможности

Угрозы

Демографическая ситуация

1. Стабилизация рождаемости путем пропаганды ценностей семьи, материнства и детства.

2. Стимулирование рождаемости третьих и последующих детей.

3. Стимулирование рождаемости в молодых (студенческих) семьях.

1. Отток трудоспособного населения или не формирование притока трудовых ресурсов. Данный факт формирует дополнительные риски реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих большое число занятых, либо требующих привлечения внешних квалифицированных кадров.

2. Рост безработицы

Социальная защита

1. Гарантированное обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми на социальное обслуживание.

2. Расширение участия некоммерческих организаций в сфере предоставления социальных услуг.

3. Повышение заработной платы работников учреждений социального обслуживания.

4. Развитие практики оказания дополнительных платных услуг.

5. Внедрение на территории области государственной информационной системы "Единый социальный регистр населения Тамбова".

6. Внедрение новых технологий социального обслуживания.

1. Отток кадров в более привлекательные отрасли экономики и другие территории.

2. Износ основных фондов учреждений.

3. Увеличение числа населения, нуждающегося в социальной поддержке.

Культура и туризм

1. Возможности повышения доступности и качества услуг в сфере культуры области за счет широкого внедрения внестационарных форм оказания услуг, адаптации объектов культуры, развития ассортимента продуктов и услуг культуры, активизации целенаправленного привлечения граждан к участию в мероприятиях учреждений культуры.

2. Возможности роста доли музейных предметов основного фонда музеев области, представленных (во всех формах) зрителю, за счет увеличения числа новых выставочных проектов.

3. Возможности повышения доступности и качества художественного образования в сфере культуры за счет развития системы музыкального образования, внестационарных форм оказания услуг, привлечения большего числа детей к участию в творческих мероприятиях.

4. Наращивание туристического потенциала области за счет увеличения числа туристских предприятий, коллективных средств размещения, развития уникальной системы событийных мероприятий, разработки новых туристических маршрутов, создания туристско-рекреационных кластеров.

5. Развитие государственно-частного партнерства в сфере культуры в целях привлечения частных инвестиций.

6. Развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере культуры и искусства.

7. Развитие спроса на экологический и сельский туризм

1. Оказание некачественных библиотечных услуг вследствие недостатка в библиотечном фонде современных изданий, ненадлежащей материальной базы библиотек, низкого уровня внедрения информационных технологий в муниципальных библиотеках.

2. Оказание некачественных музейных услуг вследствие недостатка качественного экспозиционного оборудования, неудовлетворительного физического состояния музейных предметов и коллекций, ненадлежащей материальной базы музеев, низкого уровня внедрения информационных технологий и недостаточного уровня профессиональной подготовки музейных специалистов.

3. Оказание некачественных архивных услуг вследствие ненадлежащей материальной базы архивов, низкого уровня внедрения информационных технологий, недостаточного уровня профессиональной подготовки архивных работников.

4. Оказание некачественных услуг в сфере досуга вследствие ненадлежащей материальной базы учреждений культуры клубного типа, низкого уровня внедрения информационных технологий и недостаточного уровня профессиональной подготовки специалистов культурно-досуговой деятельности.

5. Показ спектаклей на низком профессиональном уровне вследствие недостаточного наличия художественно-артистического персонала в театральных учреждениях.

6. Снижение качества концертных программ из-за низкой компетенции кадров.

7. Оказание некачественных образовательных услуг в сфере культуры из-за недостаточного уровня профессиональной подготовки педагогов.

8. Отъезд выпускников организаций профессионального художественного образования в другие регионы.

9. Увеличение количества учащихся по программам в области музыкального искусства за счет сокращения численности обучающихся по другим видам искусства (хореография, изобразительное искусство, театр и пр.).

10. Снижение уровня инвестиционной активности в сфере туризма.

11. Отставание динамики развития туриндустрии региона от темпов развития общероссийского и мирового рынков туристских услуг.

Природные ресурсы

1. Возможность строительства мусороперерабатывающего завода.

2. Увеличение инвестиций в охрану окружающей среды (бюджетные средства и собственные средства предприятий).

3. Снижение воздействия на экологическую среду сельскохозяйственного производства.

4. Эффективное использование сырьевого и энергетического потенциала вторичного сырья.

5. Сокращение удельного расхода воды на единицу выпускаемой продукции и электроэнергии.

6. Экологически безопасное размещение производительных сил.

1. Увеличение уровня воздействия на окружающую среду при вводе новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий при отсутствии очистных сооружений.

2. Заиливание водоемов.

3. Потеря площадей земель сельскохозяйственного назначения и снижение плодородия почв.

4. Загрязнение поверхностных вод.

5. Рост загрязнения окружающей среды создает угрозу здоровому образу жизни и здоровью населения.

Трудовые ресурсы

1. Создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала области, повышение уровня занятости населения.

1. Высокая дифференциация населения по уровню доходов.

Потенциал АПК

1. Повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса области для создания отраслей высокого передела (первичной и глубокой переработки). Деформация структуры экономики АПК (уход от сырьевой ориентации). Выход на траекторию экономического роста.

2. Формирование собственной экспортной базы (свинина и мясо птицы, зерно и продукты его переработки, сахар, растительное масло, выход на зарубежные рынки плодоовощной продукции).

3. Введение в эксплуатацию новых предприятий и цехов в пищевой промышленности, проведение реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Переход сельскохозяйственного и пищевого производства на международные стандарты менеджмента качества.

4. Насыщение внутреннего рынка широким ассортиментом качественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства, сокращение ввоза на территорию региона продуктов питания дефицитных товарных групп.

5. Изменение структуры внешней торговли продукцией АПК путем оптимизации ее импорта и развития экспортного потенциала (переход от экспорта сырья к вывозу продовольствия высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью). Освоение новых зарубежных рынков сбыта.

6. Совершенствование системы кадрового, научного, правового и информационного обеспечения предприятий АПК. Увеличение производительности труда в сельском хозяйстве.

7. Формирование механизма поддержки повышения урожайности и качества производимых сельскохозяйственных культур (обеспечение рационализации и роста эффективности землепользования, минимизация влияния факторов риска земледелия).

8. Тенденция к устойчивому росту в развитии производства и переработки зерна (формирование зернового кластера).

9. Расширение научно-технических возможностей в АПК на базе научных достижение города Мичуринска - наукограда (апробация, внедрение и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в промышленных масштабах).

10. Интенсивное развитие садоводства (наращивание объемов производства плодов и ягод, мощностей их переработки). Закрепление позиций садоводческого кластера в регионе. Трансляция опыта в соседние субъекты РФ и зарубеж.

11. Возможность использования научного, природного и брендового потенциалов Тамбовской области в садоводстве и плодоводстве.

12. Совершенствование механизма субсидирования сельхозтоваропроизводителей, как на федеральном, так и региональном уровне. Последовательная реализация политики импортозамещения и экспортной ориентации на основе селективной государственной поддержки эффективных производств.

1. Нестабильность конъюнктуры экономической среды. Возможность влияния финансового кризиса на доходность, платежеспособность и уровень реинвестиций хозяйствующих субъектов в секторе АПК (низкие темпы привлечения инвестиций в отрасль, провоцирующие моральное и физическое устаревание материально-технической базы).

2. Несовершенство государственного регулирования агропродовольственного рынка, финансово-кредитной, налоговой, страховой и таможенной политики, диспаритет цен на сельхозпродукцию и средства производства (услуги), потребляемые сельхозпроизводителями.

3. Риски снижения конкурентоспособности, вызванные отменой санкций в отношении РФ.

4. Наличие внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности.

5. Низкие темпы модернизации инфраструктуры хранения и сбыта, обусловленные неотлаженностью механизма взаимодействия производителей, переработчиков и потребителей продукции АПК.

6. Ухудшение плодородия почв (воздействие природно-климатических факторов).

7. Прогрессирующее снижение сельскохозяйственной активности в личных подсобных хозяйствах, сокращение численности сельского населения.

8. Недостаточная эффективность селекционной работы в растениеводстве и животноводстве.

9. Сложная эпизоотическая ситуация по африканской чуме свиней, фитосанитарные угрозы.

10. Сохранение отраслей с недозагруженными мощностями производства.

11. Сохранение барьеров для выхода малых предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в торговые сети.

Инженерная инфраструктура

1. Достижение сбалансированности экономических интересов между производителями коммунальных услуг и потребителями.

2. Последовательная разработка и реализация программ, направленных на поддержку, развитие и модернизацию сферы ЖКХ.

1. Высокий уровень износа головных сооружений и сетей практически по всем видам инженерной инфраструктуры обусловливает риск снижения качества и надежности обеспечения потребителей энергией и коммунальными ресурсами в долгосрочной перспективе.

2. Технологическое отставание систем инженерных инфраструктур.

Инвестиционная деятельность

1. Формирование нового бренда региона как территории, благоприятной для жизни и ведения бизнеса. Возможности развития за счет повышения инвестиционной привлекательности региона. Активизация системного привлечения инвестиций в экономику области при реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности.

2. Наращивание потенциала перерабатывающей промышленности за счет привлечения внешних инвестиций в отрасль и достраивания технологических цепочек.

3. Интеграция Тамбовской области в государственные программы развития АПК, инновационной деятельности и инновационной экономики создает дополнительные возможности для снижения долговой нагрузки на потенциальных инвесторов, развития межрегиональной кооперации, внедрения лучших практик в развитие региона.

4. Возможности развития строительного кластера за счет интеграции в государственные программы строительства жилья.

5. Возможности трансформации экономики области за счет реализации крупных инвестиционных промышленных проектов федерального уровня: строительства газоперерабатывающего завода, разработки титаноциркониевых руд и др.

6. Возможность некоторого ускорения экономического развития за счет создания на территории области отраслей, ориентированных на низкоквалифицированную и дешевую рабочую силу в краткосрочном периоде.

7. Становление и развитие института государственно-частного партнерства.

8. Развитие межрегионального сотрудничества.

1. Угроза усиления миграционного оттока или недостаточный приток трудовых ресурсов создает дополнительные риски реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих трудовую деятельность и доход большого числа населения, либо требующих привлечения внешних квалифицированных кадров.

2. Моноспециализация экономики области на отраслях агропромышленного комплекса снижает устойчивость региона по отношению к внешним воздействиям. Усиливаются риски формирования краткосрочных колебаний в зависимости от природных факторов, распространения инфекционных заболеваний в животноводстве, ценовой конъюнктуры на рынках продовольствия.

3. Изношенность промышленной инфраструктуры.

4. Потеря квалификации трудоспособного населения в депрессивных сельских районах. Прогрессирующее нежелание населения работать в отраслях реального сектора экономики создает угрозу для инновационного развития, реализации инвестиционных проектов, требующих привлечения сравнительно квалифицированных трудовых ресурсов.

5. Угроза снижения уровня государственной поддержки АПК не позволит в полном объеме реализовать Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы, приведет к снижению конкурентоспособности местных товаропроизводителей на общероссийском рынке, в особенности в отраслях животноводства.

6. Угроза усиления экологических рисков. Реализация инвестиционных проектов в области животноводства в рамках программы развития АПК (в особенности, в свиноводстве) приведет к значительному росту нагрузки на природную среду.

Инновационная деятельность

1. Возможности развития региональной инновационной системы на базе созданной инфраструктуры: технологической платформы "Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания", Центра кластерного развития, агронаукограда, вузов области, малых инновационных предприятий на базе вузов, бизнес-инкубатора.

2. Возможность интеграции в государственные программы стимулирования инновационной деятельности, привлечения федеральных институтов развития инноваций.

3. Встраивание науки, образования, промышленности и сельского хозяйства Тамбовской области в технологические цепочки в традиционных высокотехнологических секторах.

4. Усиление конкуренции на внутренних российских рынках как стимул к инновационной активности.

1. Сокращение и так невысокого спроса на инновации со стороны бизнеса.

2. Нарастание технологического отставания в важных секторах экономики.

3. Потеря (сокращение) рынков высоких переделов в пользу переориентации на сырьевые рынки, в том числе сельскохозяйственного сырья.

4. Исчерпание преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала Тамбовской области.

5. Сокращение (недостаточный размер) государственных мер поддержки инновационного предпринимательства.

6. Потеря статуса наукограда г. Мичуринском.

7. Снижение интенсивности поддержки рыночно-ориентированных НИР в рамках федеральных программ развития инновационной деятельности.