Характеристики вариантов социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период
Прогноз социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года разработан на вариативной основе: базовый и целевой. Их общей характеристикой является учет в них состояния и динамики общероссийских макроэкономических параметров (занятость, обменный курс рубля, ключевая ставка, величина прожиточного минимума и др.).
На региональном уровне два сценария прогноза предполагают продолжение активных институциональных преобразований, направленных на улучшение делового климата, развитие конкуренции, повышение качества и эффективности государственного управления, развитие стратегического программного и проектного подхода к управлению региональной экономикой, использование возможностей интеграции в рамках международного сотрудничества.
Базовый вариант (таблица 12) характеризуется усилением инвестиционной и инновационной направленности экономического роста. При этом варианте развития инновационные факторы станут ведущим источником экономического роста в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 годов, что позволит улучшить социальные параметры развития.
Сценарий базового варианта опирается на реализацию активной политики, направленной на новую индустриализацию, включая структурную и технологическую модернизацию экономики, внедрение новых технологий, в том числе межотраслевых, и создание новых высокотехнологичных отраслей, создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний. Сохранившийся в среднесрочной перспективе рост промышленного и сельскохозяйственного производства станет в долгосрочной перспективе определяющим внутренним фактором для ускорения роста инвестиционной активности. Государственная поддержка предполагается в первую очередь в отношении перспективных отраслей экономики, обладающих потенциалом, которые повлекут развитие смежных с ними отраслей.
Развитие экономики области по данному варианту предполагает интеграцию региональной транспортной системы в межгосударственное транспортное пространство и реализацию транзитного потенциала региона, способствующего в том числе развитию логистики и оптовой торговли.
Умеренное увеличение социальных обязательств государства и бизнеса обеспечит сдержанную динамику потребительского спроса, что в свою очередь позволит стабилизировать инфляцию до целевых значений. С учетом позитивных оценок в отношении уровня инфляции ожидается, что, начиная со среднесрочной перспективы, величина реальной заработной платы в целом по экономике перейдет в область положительных значений.
Среднегодовые темпы роста экономики Воронежской области в 2019 - 2035 годах оцениваются на уровне 102,8 процента. Объем экономики в 2035 году к уровню 2018 года в сопоставимой оценке увеличится в 1,6 раза.
Целевой вариант (таблица 13) базируется на предположениях о макроэкономической сбалансированности путем выхода экономики на траекторию устойчивого роста при сохраняющихся внешних условиях, принятых в базовом варианте. Это предполагает возможность более активного использования инструментария экономической политики, направленного на обеспечение инвестиционной ориентации экономики, увеличение численности занятых в экономике и рост производительности труда.
Среднегодовые темпы роста экономики Воронежской области в 2019 - 2035 годах оцениваются на уровне 103,9 процента. Объем экономики в 2035 году к уровню 2018 года в сопоставимой оценке увеличится почти в 2 раза.
Сценарий целевого варианта отличается определением стратегических целей, предусматривающих опережающее социально-экономическое развитие Воронежской области, обеспечивающих лидерские стратегические позиции региона в пространственной экономике России в среднесрочном и долгосрочном периодах.