4.3. Денежные доходы населения
Эффективность мер регулирования экономики региона, мер поддержки нуждающихся граждан обеспечили последние семь лет сохранение роста доходов населения области с темпами, превышающими средние значения по стране. Так, если в 2010 году величина среднедушевых денежных доходов составляла 13883,3 рубля, или 73,2% от среднероссийского показателя, то в 2017 году среднедушевые денежные доходы увеличились до 29945,8 рубля и составили 95,1% от среднероссийской величины. В целом среднедушевые денежные доходы населения области за семь лет увеличились в 2,2 раза, в то время как по РФ - в 1,7 раза. Это позволило Воронежской области улучшить положение среди субъектов РФ и подняться с 52 места в 2010 году на 23 в 2017 году.
Реальные денежные доходы населения в 2017 году по сравнению с 2010 годом возросли на 27,5% (по России сохранилась на уровне 100%). По данному показателю Воронежская область занимает 1 место среди 85 субъектов РФ.
В 2017 году область обеспечила выполнение целевых показателей по повышению средней заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, установленных "майскими" Указами Президента Российской Федерации.
По предварительной оценке Росстата, в 2017 году средняя заработная плата педагогических работников общего образования достигла 25,3 тыс. рублей, что на 1,2% выше установленного на 2017 год соотношения по "дорожной карте". Зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составили 22,5 тыс. рублей, рост к 2016 году - 102,8%. Оплата труда врачей на 56,3% превысила среднемесячный доход по региону и составила 39,2 тыс. рублей. Заработная плата среднего медицинского персонала - 21,7 тыс. рублей, или 86,5% от средней по области (целевое соотношение на 2017 год - 90%). Средние зарплаты младшего медицинского персонала - 15,0 тыс. рублей, рост к 2016 году составил 114,9%. Также на уровне целевых ориентиров, заданных "дорожными картами", выплачивалась зарплата социальным работникам (20,0 тыс. рублей, рост 139,5% - к 2016 году), работникам культуры (22,6 тыс. рублей, или 127,6% - к 2016 году).
Основные тенденции повышения благосостояния населения в Воронежской области в долгосрочной перспективе:
- в части оплаты труда определяющую роль будет играть выполнение в 2018 году обязательств, закрепленных в указах Президента Российской Федерации, с последующим поддержанием достигнутых соотношений заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы и дохода от трудовой деятельности;
- доведение с 1 мая 2018 года минимальной заработной платы в Воронежской области до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения (с 01.05.2018 минимальный размер оплаты труда - 11163 рубля).
Обеспечение эффективного уровня заработной платы в бюджетном секторе, повышение уровня пенсионного обеспечения будут способствовать сокращению доли бедного населения.
В базовом варианте уровень бедности снизится с 9,5% в 2017 году до 9,2% к 2020 году, а в 2035 году не превысит 4,0%. В рамках целевого варианта уровень бедности в 2035 году прогнозируется в размере 4,0%.
Прогноз в области пенсионного обеспечения строится исходя из необходимости реформирования пенсионной системы.
В результате средний размер страховой части пенсии к 2035 году увеличится по сравнению с 2016 годом в базовом варианте в 2,2 раза и составит 28,2 тыс. рублей, в целевом варианте - увеличится в 3 раза и составит 38 тыс. рублей.
В 2018 - 2035 годах согласно базовому варианту рост экономики сформирует благоприятные условия для сохранения роста денежных доходов населения, где дополнительными драйверами, способствующими повышению благосостояния населения, станут рост доходов от собственности и предпринимательской деятельности, а также снижение общего инфляционного напряжения. Среднегодовые темпы роста реальных денежных доходов населения в 2019 - 2020 годах по базовому варианту прогнозируются на уровне 102,6%, по целевому варианту - 102,9%, в 2021 - 2024 годах - 103,8% (по целевому варианту - 104,8%), в 2025 - 2035 годах - 103,8% (по целевому варианту - 104,8%). К 2035 году реальные денежные доходы населения по первому варианту вырастут в 1,8 раза к оценке 2018 года, по целевому - в 2,1 раза.
Реализация мер по сокращению бедности, повышению уровня социальной поддержки семей с детьми и уровня оплаты труда работников бюджетной сферы будет способствовать росту среднего класса.
Среди основных критериев отнесения российских граждан к среднему классу следует выделить уровень дохода, наличие собственности и сбережений, их профессионально-квалификационные характеристики, участие в формировании гражданского общества.