Действующий

Об утверждении прогноза социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период до 2035 года (с изменениями на 24 декабря 2020 года)


4.3. Денежные доходы населения


Эффективность мер регулирования экономики региона, мер поддержки нуждающихся граждан обеспечили последние семь лет сохранение роста доходов населения области с темпами, превышающими средние значения по стране. Так, если в 2010 году величина среднедушевых денежных доходов составляла 13883,3 рубля, или 73,2% от среднероссийского показателя, то в 2017 году среднедушевые денежные доходы увеличились до 29945,8 рубля и составили 95,1% от среднероссийской величины. В целом среднедушевые денежные доходы населения области за семь лет увеличились в 2,2 раза, в то время как по РФ - в 1,7 раза. Это позволило Воронежской области улучшить положение среди субъектов РФ и подняться с 52 места в 2010 году на 23 в 2017 году.


Реальные денежные доходы населения в 2017 году по сравнению с 2010 годом возросли на 27,5% (по России сохранилась на уровне 100%). По данному показателю Воронежская область занимает 1 место среди 85 субъектов РФ.


В 2017 году область обеспечила выполнение целевых показателей по повышению средней заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, установленных "майскими" Указами Президента Российской Федерации.


По предварительной оценке Росстата, в 2017 году средняя заработная плата педагогических работников общего образования достигла 25,3 тыс. рублей, что на 1,2% выше установленного на 2017 год соотношения по "дорожной карте". Зарплаты педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составили 22,5 тыс. рублей, рост к 2016 году - 102,8%. Оплата труда врачей на 56,3% превысила среднемесячный доход по региону и составила 39,2 тыс. рублей. Заработная плата среднего медицинского персонала - 21,7 тыс. рублей, или 86,5% от средней по области (целевое соотношение на 2017 год - 90%). Средние зарплаты младшего медицинского персонала - 15,0 тыс. рублей, рост к 2016 году составил 114,9%. Также на уровне целевых ориентиров, заданных "дорожными картами", выплачивалась зарплата социальным работникам (20,0 тыс. рублей, рост 139,5% - к 2016 году), работникам культуры (22,6 тыс. рублей, или 127,6% - к 2016 году).


Основные тенденции повышения благосостояния населения в Воронежской области в долгосрочной перспективе:


- в части оплаты труда определяющую роль будет играть выполнение в 2018 году обязательств, закрепленных в указах Президента Российской Федерации, с последующим поддержанием достигнутых соотношений заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы и дохода от трудовой деятельности;


- доведение с 1 мая 2018 года минимальной заработной платы в Воронежской области до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения (с 01.05.2018 минимальный размер оплаты труда - 11163 рубля).


Обеспечение эффективного уровня заработной платы в бюджетном секторе, повышение уровня пенсионного обеспечения будут способствовать сокращению доли бедного населения.


В базовом варианте уровень бедности снизится с 9,5% в 2017 году до 9,2% к 2020 году, а в 2035 году не превысит 4,0%. В рамках целевого варианта уровень бедности в 2035 году прогнозируется в размере 4,0%.


Прогноз в области пенсионного обеспечения строится исходя из необходимости реформирования пенсионной системы.


В результате средний размер страховой части пенсии к 2035 году увеличится по сравнению с 2016 годом в базовом варианте в 2,2 раза и составит 28,2 тыс. рублей, в целевом варианте - увеличится в 3 раза и составит 38 тыс. рублей.


В 2018 - 2035 годах согласно базовому варианту рост экономики сформирует благоприятные условия для сохранения роста денежных доходов населения, где дополнительными драйверами, способствующими повышению благосостояния населения, станут рост доходов от собственности и предпринимательской деятельности, а также снижение общего инфляционного напряжения. Среднегодовые темпы роста реальных денежных доходов населения в 2019 - 2020 годах по базовому варианту прогнозируются на уровне 102,6%, по целевому варианту - 102,9%, в 2021 - 2024 годах - 103,8% (по целевому варианту - 104,8%), в 2025 - 2035 годах - 103,8% (по целевому варианту - 104,8%). К 2035 году реальные денежные доходы населения по первому варианту вырастут в 1,8 раза к оценке 2018 года, по целевому - в 2,1 раза.


Реализация мер по сокращению бедности, повышению уровня социальной поддержки семей с детьми и уровня оплаты труда работников бюджетной сферы будет способствовать росту среднего класса.


Среди основных критериев отнесения российских граждан к среднему классу следует выделить уровень дохода, наличие собственности и сбережений, их профессионально-квалификационные характеристики, участие в формировании гражданского общества.