Текущее и перспективное размещение производительных сил
В системе пространственного развития планируется переход от существующей моноцентрической системы производительных сил к полицентрической. Создание диверсифицированного регионального производственного комплекса региона будет осуществляться на основе специализации и концентрации производства в межрайонных системах размещения производительных сил.
С учетом реализуемого подхода к территориальной организации производительных сил Воронежской области дальнейшее развитие получат семь управленческих округов: Воронежский, Россошанский, Борисоглебский, Лискинский, Аннинский, Павловский, Бутурлиновский (Калачеевский).
Воронежский округ включает в себя городские округа г. Воронеж и г. Нововоронеж, муниципальные районы: Верхнехавский, Каширский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Рамонский, Семилукский, Хохольский. Округ расположен в крайней северо-западной части области, его социально-экономическим ядром выступает областной центр и формирующаяся на его основе Воронежская крупногородская агломерация. Округ обладает уникальным транспортно-географическим положением в узле основных железных и автомобильных дорог, располагает гражданским аэропортом российского значения, весьма выгодно расположен по отношению к соседним областям Центрального Черноземья, вследствие чего сформировал значительный транспортно-логистический потенциал и превратился в важнейший фактор транспортно-географического положения для других округов области.
Россошанский округ включает в себя Россошанский, Подгоренский, Ольховатский и Кантемировский районы. Его социально-экономическим ядром выступает г. Россошь. Округ характеризуется относительно благоприятным транспортно-географическим положением вследствие прохождения по его территории железной дороги Москва - Воронеж - Ростов и автодороги Воронеж - Миллерово. Неблагоприятными сторонами выступают, с одной стороны, отдаленность от областного центра, а, с другой - наличие потенциально опасной государственной границы с Луганской областью Украины.
Борисоглебский округ включает в себя Борисоглебский городской округ и Грибановский, Новохоперский, Поворинский и Терновский муниципальные районы. Округ расположен в крайней восточной части области. Его социально-экономическим ядром выступает Борисоглебский городской округ и формирующая на его основе линейная система городского расселения в составе пгт Грибановский - г. Борисоглебск - г. Поворино. Округ располагает достаточно благоприятным транспортно-географическим положением на пересечении меридиональных и широтных железнодорожных и автомобильных дорог, но неблагоприятной стороной выступает его периферийность не только по отношению к Воронежу, но и к соседним областным центрам (Тамбов, Саратов, Волгоград).
Лискинский округ включает в себя Лискинский, Бобровский, Острогожский, Каменский и Репьевский муниципальные районы. Округ расположен в центрально-западной части области. Его социально-экономическим ядром выступает г. Лиски, расположенный в центре линейной широтной цепочки городов, включающей кроме него такие исторические города, как Острогожск и Бобров. Округ обладает весьма благоприятным транспортно-географическим положением, располагаясь на перекрестке железнодорожных путей и автомобильных дорог, в непосредственной близости от областного центра, при этом г. Лиски выступает одним из крупнейших транспортных узлов области.
Аннинский округ включает в себя Аннинский, Панинский, Эртильский и Таловский муниципальные районы. Он расположен в центрально-северной части области. В округе пока отсутствует крупный социально-экономический центр, поскольку транспортно-социальное влияние п. Анна в большей степени связано с Панинским районом, чем с другими территориями. Характерной чертой округа выступает его "глубинность" транспортно-географического положения, отсутствие единой системы железнодорожного сообщения ввиду наличия тупиковых железнодорожных веток.
Павловский округ включает в себя Павловский, Богучарский и Верхнемамонский муниципальные районы. Округ расположен в южно-центральной части округа, вытянувшись неширокой меридиональной полосой вдоль долины Дона и автотрассы М-4 "Дон". Социально-экономическим центром выступает исторический город Павловск, несмотря на его северо-периферийное положение в пределах округа. Несмотря на периферийность, транспортно-географическое положение округа в основном определяется прохождением по его территории автотрассы федерального значения М-4 "Дон".
Бутурлиновский (Калачеевский) округ включает в себя Бутурлиновский, Воробьевский, Калачеевский и Петропавловский муниципальные районы. Округ расположен в крайней юго-восточной части области. Социально-экономическими центрами округа выступают города Бутурлиновка и Калач, первоначально возникшие как промышленно-торговые слободы. Из всех округов Воронежской области Бутурлиновский округ характеризуется самым сложным транспортно-географическим положением: наибольшая удаленность от областного центра, тупиковая железнодорожная ветка, почти полное отсутствие магистральных автодорожных выходов в соседние области.