Действующий

Об утверждении прогноза социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период до 2035 года (с изменениями на 24 декабря 2020 года)


4.11. Параметры развития финансово-бюджетной сферы


Вклад Воронежской области в консолидированный бюджет Российской Федерации за последние годы сохраняет положительную динамику. В 2017 году доля налоговых поступлений с территории Воронежской области составила 0,6% к налоговым доходам консолидированного бюджета РФ, по уровню поступлений налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2017 году область занимает 36 место среди 85 субъектов РФ, 5 место среди 18 субъектов ЦФО.


Регион характеризуется стабильностью развития, что обусловлено многоукладностью экономики территории. Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет области занимают обрабатывающие производства (22,0%), из которых: производство пищевых продуктов - 7,3%, производство напитков - 3,1%. Значительные налоговые поступления отмечены по предприятиям оптовой и розничной торговли - 18,5%, обеспечение электрической энергией, газом и паром - 7,0%, финансовой и страховой деятельности - 6,1%, транспортировки и хранения - 5,7%.


В 2017 году консолидированный бюджет Воронежской области исполнен по доходам в сумме 114195,0 млн рублей, по расходам - 108403,9 млн рублей, профицит - 5791,1 млн рублей. По объему налоговых и неналоговых доходов (88773,2 млн рублей) Воронежская область находится на 25 месте среди 85 субъектов Российской Федерации (3 место среди 18 субъектов ЦФО). В 2017 году сохраняется тенденция роста финансовой самостоятельности области, доля собственных (налоговых и неналоговых) доходов в общем объеме доходов консолидированного бюджета области составляет 77,7%, что выше аналогичного показателя за 2012 год на 5,7 процентного пункта (72,1%).


Эффективность реализуемой инвестиционной и налоговой политики региона подтверждена опережающим ростом основных доходных источников бюджета к уровню 2010 года: по налогу на прибыль организаций - рост в 2,1 раза (по субъектам РФ - в 1,7 раза), налогу на доходы физических лиц - в 2,2 раза (по субъектам РФ - в 1,8 раза) и налогам на имущество - в 2,7 раза (по субъектам РФ - в 2,0 раза).


Доля налога на прибыль в последние годы увеличивается. Прирост поступлений обеспечен прежде всего за счет роста налоговой базы налогоплательщиков, а также снижением количества убыточных организаций (за 2017 год доля убыточных предприятий составила 22,1% 29,6% в 2010 году). Наибольший прирост поступлений налога на прибыль в 2017 году за счет роста налоговой базы обеспечили: АО "Воронежский синтетический каучук", АО "Концерн "Созвездие", ОАО "Электросигнал".


Основной задачей на планируемый период остается увеличение собственных доходов консолидированного бюджета за счет мобилизации налоговых и неналоговых доходов (инвентаризация и увеличение объектов налогообложения по земельному налогу, налогу на имущество организаций, повышение эффективности использования государственной собственности, привлечение инвестиций) и сокращение уровня дотационности консолидированного бюджета области к 2035 году до 7 - 9%.


Важным доходным источником консолидированного бюджета области остается налог на прибыль, его доля в структуре собственных (налоговых и неналоговых) доходов планируется от 20 до 25%.


Одним из основных показателей, характеризующих финансовую деятельность предприятий, расположенных на территории Воронежской области, является прибыль до налогообложения. Среднегодовые темпы роста прибыли до налогообложения в 2019 - 2020 годах по базовому варианту прогнозируются на уровне 106,0%, по целевому варианту - 107,1%, в 2021 - 2024 годах - 105,9% (по целевому варианту - 106,5%), в 2025 - 2035 годах - 104,5% (по целевому варианту - 105,1%). К 2035 году объем прибыли до налогообложения по первому варианту вырастет в 2 раза к оценке 2018 года, по целевому - в 2,5 раза.


Структура прибыли организаций Воронежской области на долгосрочный период незначительно изменится. Вливания инвестиций в 2010 - 2016 годах в сельское хозяйство значительно повысили доходность данной отрасли. Доля прибыли до налогообложения предприятий сельского хозяйства в 2016 году достигла 21,7% против 12,8% в 2010 году. На долгосрочный период среднегодовые темпы роста прибыли до налогообложения от организаций сельского хозяйства будут опережать на 0,3 - 0,5 процентного пункта средний показатель по области. Снижение доли прибыли до налогообложения на долгосрочный период прогнозируется по следующим видам экономической деятельности: "транспортировка и хранение", "строительство", "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг". В структуре прибыли до налогообложения более половины приходится на организации обрабатывающих производств.


Следует отметить, что в налоге на прибыль более 50 процентов занимает доля налога, уплачиваемая обособленными предприятиями (филиалы) крупных компаний. К наиболее значимым налогоплательщикам этой группы относятся филиалы ПАО "Сбербанк России", АО "Концерн Росэнергоатом", АО "Атомный энергопромышленный комплекс", ПАО "Газпром", ПАО "Лукойл". Среднегодовые темпы роста прибыли крупных налогоплательщиков прогнозируются на уровне 104 - 105%, что соответствует среднероссийским показателям.


В целях создания условий для устойчивого экономического роста в регионе продолжится работа по поддержке инвестиционной деятельности, направленной на увеличение налогооблагаемой базы на основе роста предпринимательской активности и созданию благоприятных условий для расширения производственной сферы. Для организаций, реализующих особо значимые инвестиционные проекты на территории области, будет сохранен режим освобождения от уплаты налога на имущество организаций и понижение налоговой ставки по налогу на прибыль, субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, субсидирование инженерной инфраструктуры.


Одновременно с принятием новых налоговых преференций в области ежегодно осуществляется оценка бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот. Ежегодный анализ позволяет своевременно реализовывать меры по отмене льгот, имеющих низкий экономический эффект, и ужесточить условия их предоставления. Только за последние 5 лет по результатам проведенной оценки объем льгот сокращен в 2,1 раза к уровню 2012 года или на 2,1 млрд рублей.


Финансово-бюджетная политика Воронежской области на долгосрочный период будет ориентирована на:


- обеспечение стабильности доходной базы бюджета, укрепление и наращивание налогового потенциала;