В целях повышения качества подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, приказываю:
Внести в приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 31.08.2012 N 100-892 "Об утверждении Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" ("Хакасия", 2012, N 205, N 219; 2014, N 7) следующие изменения:
преамбулу изложить в следующей редакции:
"В целях реализации пункта 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, статей 6, 11 Закона Республики Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" (с последующими изменениями), приказа Минобрнауки России от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:";
в пункте 4 слова "заместителя министра образования и науки Республики Хакасия Ауль И.Е." заменить словами "заместителя министра - начальника отдела кадровой работы и правового обеспечения Министерства образования и науки Республики Хакасия Коневу Е.П.";
приложение 1 изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
образования и науки
Республики Хакасия
Л.Н.ГИМАЗУТИНА
Приложение 1
Утверждена
приказом
Министерства
образования и науки
Республики Хакасия
от 31.08.2012 N 100-892
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 391 "О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", Законом Республики Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".
Категория лиц, проходящих подготовку:
лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (на усыновление, под опеку, попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание) (далее соответственно - кандидаты в приемные родители, приемная семья), за исключением:
близких родственников детей;
лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;
лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;
лиц, которые являются отчимами и мачехами несовершеннолетних.
Цель Программы:
психолого-педагогическая подготовка кандидатов в приемные родители;
правовая подготовка кандидатов в приемные родители.
Задачи Программы:
выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью и основами законодательства в сфере защиты прав детей, а также их правами и обязанностями как замещающих родителей;
формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта на его психофизическое развитие и поведение;
формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в замещающую семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка, как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности замещающих родителей;
ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодолевать такое поведение;
ознакомление кандидатов в замещающие родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомление с общей характеристикой установленных законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их отличиями и особенностями;
ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения замещающих семей;
ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями организации обучения по данной Программе, в том числе с содержательными блоками, целями Программы, приемами, используемыми в процессе обучения, критериями оценки, требованиями, условиями получения индивидуальных консультаций. Ознакомление с расписанием работы групп и режимом работы службы сопровождения замещающих семей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - служба сопровождения), которой переданы полномочия по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны и приемные родители;
ознакомление с кругом полномочий службы сопровождения, на которую возложены полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители;
предоставление методических пособий и памяток, необходимых и желательных для дальнейшего обучения; условия пользования предоставленными материалами, ознакомление с рекомендуемой литературой.
Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 20.08.2012 N 623 "Об утверждении порядка требований к содержанию Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".
Программа подготовки кандидатов в приемные родители (далее - Программа), состоит из учебно-тематического плана, включающего в себя три блока (организационно-подготовительный, учебно-ознакомительный и итогово-контрольный (итоговая аттестация), и содержания учебных разделов с указанием их трудоемкости. Общая трудоемкость Программы составляет 80 академических часов, из них 19 академических часов лекционных занятий, 56 академических часов тренинга, а также 5 академических часов индивидуального консультирования.
Форма проведения подготовки может быть очной или очно-заочной, а также посредством дистанционного освоения Программы.
При проведении подготовки в очно-заочной форме:
очно осваивается тренинговая часть Программы, индивидуальное консультирование, в том числе итоговая аттестация, и полностью "Организационно-подготовительный" блок Программы;
заочно может осваиваться лекционная часть Программы, в том числе с использованием дистанционных методов.
Индивидуальное собеседование (структурированное интервью) проводится с каждым гражданином, выразившим желание принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка). Индивидуальное собеседование проводится перед изучением тем вводной лекции.
Индивидуальное консультирование реализуется в процессе освоения Программы посредством организации индивидуальных консультаций и по запросу кандидатов в приемные родители в рамках разделов Программы.
Для осуществления самоконтроля кандидатов в приемные родители, осуществляющих подготовку по Программе, могут применяться электронные тесты и электронная программа по компьютерному тестированию, позволяющие оценить знания тестируемых по разделам Программы, содержащие шкалу оценок, возможность вывода итогов по результатам тестирования и итоговых рекомендаций для тестируемого.
Освоение Программы завершается итоговой аттестацией кандидатов в приемные родители, которая проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки, и составлением итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью, которое в дальнейшем передается специалистам органа опеки и попечительства.
По окончании подготовки кандидатам в приемные родители выдается свидетельство о прохождении подготовки на территории Российской Федерации по установленной форме.
В случае неудовлетворительной сдачи итоговой аттестации и/или непосещения установленного количества занятий (не менее 70% от общего количества занятий) кандидату в приемные родители выдается справка о прохождении части подготовки и право пройти пропущенные занятия либо неусвоенные темы в следующей группе граждан, которые будут проходить подготовку.
Раздел | Наименование разделов | Количество часов | Форма контроля | |||
Всего | Лекции | Тренинги | Индивидуальные консультации | |||
I блок. Организационно-подготовительный | 7 | 2 | 3 | 2 | ||
1. | Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители | 5 | 2 | 3 | ||
Структурированное интервью "Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей" | 2 | 2 | Индивидуальное собеседование | |||
II блок. Учебно-ознакомительный | 72 | 17 | 53 | 2 | ||
2. | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей | 5 | 1 | 4 | ||
3. | Этапы развития ребенка | 7,5 | 2 | 5 | 0,5 | Самоконтроль/тестирование |
4. | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 7 | 1 | 6 | ||
5. | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 7 | 1 | 6 | ||
6. | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 8,5 | 1 | 7 | 0,5 | Самоконтроль/тестирование |
7. | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка | 7 | 1 | 6 | ||
8. | Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка | 8,5 | 3 | 5 | 0,5 | Самоконтроль/тестирование |
9. | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 3 | 1 | 2 | ||
10. | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 10 | 1 | 9 | ||
11. | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 5,5 | 4 | 1 | 0,5 | Самоконтроль/тестирование |
12. | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 3 | 1 | 2 | ||
III блок. Итогово-контрольный | 1 | 1 | ||||
13. | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 1 | 1 | Индивидуальное собеседование | ||
Итого | 80 | 19 | 56 | 5 |