1.1. Письменный государственного выпускного экзамена (далее именуется - ГВЭ-9) по русскому языку проводится в нескольких формах в целях учета возможностей разных категорий его участников: участников без ограниченных возможностей здоровья (далее именуется - ОВЗ) и участников с ОВЗ.
1.2. Участникам ГВЭ-9 без ОВЗ предоставляется возможность выбора одного из видов экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием (номер экзаменационных материалов содержит литеру "А", 100-е и 400-е номера).
1.3. Для участников ГВЭ-9 с ОВЗ разрабатываются различные виды экзаменационных материалов (далее именуются - ЭМ). Вид ЭМ выбирается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
1.3.1. Номера ЭМ, содержащие литеру "А", - для участников ГВЭ-9 с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также для иных категорий участников ГВЭ-9, которым требуется создание специальных условий (страдающих диабетом, онкологией, астмой, пороком сердца, энурезом, язвой и др.), - изложение (сжатое) с творческим заданием (400-е номера вариантов) или сочинение (100-е номера вариантов) по выбору участника ГВЭ-9. ЭМ аналогичны тем, что разрабатываются для участника ГВЭ-9 без ОВЗ.
1.3.2. Номера ЭМ, содержащие литеру "С", - для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля, - изложение (сжатое) с творческим заданием (600-е номера вариантов) или сочинение (300-е номера вариантов) по выбору участника ГВЭ-9. ЭМ аналогичны ЭМ для участников ГВЭ-9 без ОВЗ, однако визуальные образы в текстах отсутствуют. ЭМ переведены на шрифт Брайля (при необходимости).
1.3.3. Номера экзаменационных материалов, содержащие литеру "К", - для глухих, позднооглохших и слабослышащих участников ГВЭ-9, а также лиц с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, и обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием (500-е номера вариантов) или сочинение (200-е номера вариантов) по выбору участника ГВЭ-9. ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых. ЭМ не содержат звуковых образов. При оценивании экзаменационной работы с литерой "К" предусмотрены критерии, отличающиеся от критериев оценивания ЭМ с литерой "А".
1.3.4. Номера экзаменационных материалов, содержащие литеру "Д",- для участников ГВЭ-9 с расстройствами аутистического спектра - диктант с особыми критериями оценивания (700-е номера вариантов).