4.1. Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
4.2. Для участников ГВЭ-9 без ОВЗ и иных участников, которым требуется создание специальных условий текст для изложения читается организатором в аудитории дважды с интервалом между прочтениями - 2,5 - 3 минуты. В это время участники имеют право работать с черновиками, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ (далее именуются - черновики). Творческое задание формулируется в виде вопроса, связанного с проблематикой текста. Творческое задание прочитывается и записывается на доске (или распечатывается для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.
4.3. Для участников ГВЭ-9 с тяжелыми нарушениями речи; с задержкой психического развития; с расстройствами аутистического спектра; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; слепых, слабовидящих участников экзамена; глухих, позднооглохших и слабослышащих участников текст для изложения выдается для чтения и проведения подготовительной работы на 40 минут (при этом прочтение текста для изложения организатором в аудитории не осуществляется).
4.4. Текст для изложения для слабовидящих участников ГВЭ-9 копируется в увеличенном размере в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов государственной экзаменационной комиссии (далее именуется - ГЭК). Текст для изложения для слепых участников экзамена оформляется рельефно-точечным шрифтом Брайля. В это время указанные участники могут работать с листами бумаги для черновиков, выданными образовательной организацией, на базе которой организован ППЭ, выписывая ключевые слова, составляя план изложения (переписывать текст изложения в листы бумаги для черновиков запрещено). По истечении 40 минут организатор в аудитории забирает текст для изложения, и участники экзамена приступают к написанию изложения.
4.5. Для глухих, позднооглохших и слабослышащих участников ГВЭ-9 при необходимости (вместо выдачи текста для изложения на 40 минут) может быть осуществлен сурдоперевод текста для изложения (о необходимости обеспечения сурдоперевода текста для изложения сообщается во время подачи заявления на участие в ГИА).
4.6. Объем текста для изложения с творческим заданием (номера вариантов с литерой "А" или "С") - 200 - 280 слов. Экзаменуемые пишут сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием:
сжатое изложение - от 70 слов (если в изложении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);
творческое задание (сочинение) - от 200 слов (если в сочинении менее 150 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
4.7. Тексты изложения с творческим заданием (номера вариантов с литерой "К") имеют повествовательный характер с ясным содержанием, четким изложением последовательности событий, не содержат сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В текстах не используются сложные синтаксические конструкции, обилие изобразительных средств и тропов, диалектной, архаичной лексики. Участники ГВЭ-9 пишут изложение (сжатое или подробное - по выбору обучающегося) с учетом минимального объема изложения с творческим заданием:
сжатое изложение - от 40 слов (если в изложении менее 30 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то изложение оценивается 0 баллов);
объем подробного изложения не регламентируется;
творческое задание (сочинение) - от 70 слов (если в сочинении менее 50 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то сочинение оценивается 0 баллов).
4.8. В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный учебный предмет у данных обучающихся.
4.9. ГВЭ-9 по русскому языку для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (литера "Д") проводится в форме диктанта. Количество слов в диктанте 200 - 220.