Государственная программа "Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания" на 2017 - 2020 годы нацелена на достижение высокого качества образования на всех уровнях - от дошкольного до высшего; на повышение его доступности и личностной ориентированности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; на программы социализации обучающихся и достижение качественно нового уровня развития молодежной политики.
Основные направления развития сферы образования в предыдущий период были связаны главным образом с внедрением ФГОС.
Осуществлен переход на ФГОС начального общего и основного общего образования. В 2016 году 64% обучающихся школ республики обучаются в соответствии с ФГОС.
Развитие системы дошкольного образования рассматривается как фактор повышения качества образования в республике. В связи с этим одной из ключевых задач развития образования республики является принятие мер, направленных на ликвидацию очередности в дошкольные образовательные организации. Доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет составляет 94,41%.
В республике обновляется содержание дополнительного образования и воспитания, которое является важным элементом системы, обеспечивающим реализацию потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных подпрограмм.
Осуществляется интеграция учреждений общего и дополнительного образования детей: на базе государственных организаций дополнительного образования создано 5 республиканских ресурсных центров по развитию основных направлений. Более 14 тысяч обучающихся республики в соответствии со своими потребностями, состоянием здоровья и индивидуальными творческими способностями посещают два и более творческих объединений. Развивается система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей. Реализуются Концепция олимпиадного движения, комплексные планы мероприятий по развитию и поддержке русского языка, по развитию математического образования.
Эффективно функционирует система духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Создана система поддержки и сопровождения одаренных детей. Общее число участников республиканского этапа конференции молодых исследователей в 2016 году составило 631 человек. Во всероссийских этапах научных конференций приняли участие 27 человек, 19 из них стали лауреатами и дипломантами.
Достигнуты успехи в развитии и в поддержке осетинского языка. Впервые была создана технологическая платформа для ведения осетиноязычной версии сайтов; изданы адаптированные тексты нартовских сказаний для начальной школы, осуществлялась поддержка журналов, издающихся на осетинском языке, продолжалась работа по дальнейшему развитию модели национальной школы республики - полилингвальной модели поликультурного образования, по созданию фонда аудио- и видеоматериалов об Осетии; осуществлялся ряд значимых мероприятий по пропаганде осетинского языка.
Остается актуальным вопрос развития сети учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим продолжена работа по созданию безбарьерной среды в муниципальных общеобразовательных учреждениях и по обеспечению дальнейшей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2016 году на создание соответствующих условий для инклюзивного обучения детей израсходовано 29000400 рублей.
По данным мониторинга, основными показателями качества информационно-образовательной среды в образовательных организациях республики является улучшение их материально-технической базы. В результате принятых мер все общеобразовательные организации республики обеспечены доступом к сети Интернет скоростью от 2 Мбит/сек. до 10 Мбит/сек., а также централизованной системой контент-фильтрации.
Осуществляемая в стране и в республике модернизация образования, формирование и обустройство новой модели образовательной организации требовали и требуют соответствия профессиональной компетентности их руководителей и учителей новым вызовам времени. Анализ кадрового потенциала педагогических работников республики показывает следующее: 87,5% педагогов имеют высшее образование, 20,6% из них - высшую квалификационную категорию, 31% - первую. Система повышения квалификации занимает важное место в программных мероприятиях. Особое внимание уделено повышению квалификации учителей-предметников, работающих по программам основного общего и среднего общего образования; предусмотрены отдельные курсы по подготовке к единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ) и основному государственному экзамену (далее - ОГЭ) по всем учебным предметам Серьезные меры были направлены на внедрение в сферу образования эффективного образовательного менеджмента.
Оказывается адресная помощь учителям-предметникам в школах, где учащиеся не преодолели минимальный порог по обязательным предметам и показали низкие результаты по итогам государственной итоговой аттестации.
По вопросам введения ФГОС адресная помощь организована преимущественно в форме практико-ориентированных семинаров по актуальным проблемам для руководителей школ, специалистов органов управления образованием и нацелена на изменения в управленческой деятельности, на методическое сопровождение реализации стандарта на муниципальном уровне и уровне образовательной организации.
Устойчивое развитие республики и ее конкурентоспособность во многом определяются эффективной интеграцией науки, образования и бизнеса, что является действенным инструментом развития инновационной экономики.