(с изменениями на 18 марта 2019 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21.11.2017 N 420, от 03.04.2018 N 109, от 27.06.2018 N 217, от 02.10.2018 N 324, от 24.12.2018 N 415, от 18.03.2019 N 82)
Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания" на 2017 - 2020 годы.
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять финансирование государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания" на 2017 - 2020 годы в пределах средств, предусматриваемых на ее реализацию в республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на соответствующие годы.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.ТУСКАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2017 - 2020 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21.11.2017 N 420, от 03.04.2018 N 109, от 27.06.2018 N 217, от 02.10.2018 N 324, от 24.12.2018 N 415, от 18.03.2019 N 82)
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания |
Соисполнители государственной программы | Отсутствуют |
Участники государственной программы | Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство культуры Республики Северная Осетия-Алания, Министерство Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерство физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, Комитет по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Архивная служба Республики Северная Осетия-Алания, администрации местного самоуправления муниципальных районов и городского округа г. Владикавказ (по согласованию), социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере |
Подпрограммы | Подпрограмма 1 "Развитие дошкольного образования детей". Подпрограмма 2 "Развитие начального, основного, среднего общего образования". Подпрограмма 3 "Развитие дополнительного образования и воспитания детей и молодежи". Подпрограмма 4 "Развитие осетинского языка". Подпрограмма 5 "Развитие профессионального образования". Подпрограмма 6 "Развитие кадрового потенциала: подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников системы образования". Подпрограмма 7 "Обеспечение прочих мероприятий в сфере образования". Подпрограмма 8 "Социальная помощь населению: охрана семьи и детства". Подпрограмма 9 "Развитие научной и научно-технической деятельности". Подпрограмма 10 "Информатизация образования Республики Северная Осетия-Алания". Подпрограмма 11 "Обеспечение создания условий для реализации государственной программы "Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания" на 2017 - 2020 годы" |
Цель государственной программы | Создание условий для обеспечения высокого качества образования республики, адекватного процессам инновационного развития российского образования, на основе меняющихся запросов общества и перспективных задач социально-экономического развития страны с учетом национально-региональных особенностей республики |
Задачи государственной программы | 1. Осуществление модернизации образовательных программ в системах всех уровней образования республики на основе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС). 2. Обеспечение доступности качественного общего образования всех уровней для всех категорий граждан независимо от их социального и имущественного статуса, состояния здоровья и места проживания. 3. Развитие инфраструктуры организационно-экономических механизмов функционирования системы образования республики, обеспечивающих достижение современного качества образовательных результатов. 4. Развитие высокотехнологичной информационно - образовательной среды, соответствующей требованиям формирующегося глобального общества знаний и гарантирующей высокую степень индивидуализации в образовании. 5. Обеспечение повышения статуса осетинского языка и расширение сфер его функционирования. 6. Создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, в творчестве, в труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни. 7. Обеспечение средствами образования эффективной системы социализации и самореализации молодежи, развития ее потенциала. 8. Реализация мер по развитию в образовательных организациях республики научно-образовательной и творческой среды. 9. Поддержка эффективной работы научных школ, научных коллективов и отдельных ученых, обладающих высоким потенциалом и выполняющих научные исследования в приоритетных для социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания областях знаний. 10. Модернизация педагогического образования, в том числе в части практикоориентированности подготовки кадров по всем этапам высшего образования, по развитию прикладных научных исследований в области педагогики, психологии, методик и технологий обучения. 11. Разработка и внедрение комплексной системы повышения профессионального уровня педагогических работников, в том числе по новым, востребованным моделям и технологиям дополнительного образования в соответствии с государственными требованиями и социальным заказом 12. Совершенствование механизмов формирования у педагогов мотивации к непрерывному профессиональному росту на протяжении всей педагогической деятельности. 13. Модернизация содержания и технологий подготовки и повышения квалификации кадров для удовлетворения стратегического развития страны и региона. 14. Создание эффективной комплексной системы оценки качества образования и образовательных результатов, отвечающей современным требованиям |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | 1. Доступность дошкольного образования. 2. Доля обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Доля общеобразовательных организаций, показавших низкие образовательные результаты (ниже среднего балла по республике) по итогам учебного года и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в которых реализуются мероприятия по повышению качества образования. 4. Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи в возрасте 5 - 18 лет. 5. Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности. 6. Доля учащихся, подтверждающих качество знаний по осетинскому языку, в общей численности учащихся школ республики, изучающих осетинский язык |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2018 N 415) | |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Программа будет реализована в 2017 - 2020 годах в 2 этапа: первый этап - 2017 - 2018 годы. второй этап - 2019 - 2020 годы |
Объем и источники финансирования государственной программы | Программа финансируется за счет субсидии из федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания, а также за счет внебюджетных источников. Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 25381763,87 тыс. рублей, из них: субсидия из федерального бюджета - 2139821,09 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2017 году - 21471,9 тыс. рублей, в 2018 году - 854806,8 тыс. рублей, в 2019 году - 987631,19 тыс. рублей, в 2020 году - 275911,2 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 22515329,48 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2017 году - 5439500,02 тыс. рублей, в 2018 году - 5948789,80 тыс. рублей, в 2019 году - 6009194,59 тыс. рублей, в 2020 году - 5117845,07 тыс. рублей; средства из внебюджетных источников - 726613,3 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2017 году - 165794,4 тыс. рублей, в 2018 году - 200018,9 тыс. рублей, в 2019 году - 180400,0 тыс. рублей, в 2020 году - 180400,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 1 "Развитие дошкольного образования детей" составит 7369251,82 тыс. рублей, из них: субсидия из федерального бюджета - 1694262,99 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 5673378,83 тыс. рублей; средства из внебюджетных источников - 1610,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 2 "Развитие начального, основного, среднего общего образования" - 12552609,12 тыс. рублей, из них: субсидия из федерального бюджета - 90420,4 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 12343521,82 тыс. рублей; средства из внебюджетных источников - 118666,9 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 3 "Развитие дополнительного образования и воспитания детей и молодежи" - 861043,19 тыс. рублей, из них: субсидия из федерального бюджета - 251497,9 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 558307,49 тыс. рублей; средства из внебюджетных источников - 51237,8 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 4 "Развитие осетинского языка" - 35186,63 тыс. рублей, из них: средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 35186,63 тыс. рублей; средства из внебюджетных источников - 0 рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 5 "Развитие профессионального образования" - 3697407,19 тыс. рублей, из них: субсидия из федерального бюджета - 71921,6 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 3134551,19 тыс. рублей; средства из внебюджетных источников - 490934,4 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 6 "Развитие кадрового потенциала: повышение квалификации и переподготовка работников системы образования" - 164035,71 тыс. рублей, из них: средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 113535,41 тыс. рублей; средства из внебюджетных источников - 50500,3 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 7 "Обеспечение прочих мероприятий в сфере образования" - 221445,39 тыс. рублей, из них: субсидия из федерального бюджета - 4892,0 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 207253,39 тыс. рублей; средства из внебюджетных источников - 9300,0 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 8 "Социальная помощь населению: охрана семьи и детства" - 209929,23 тыс. рублей, из них: средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 209929,23 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 9 "Развитие научной и научно-технической деятельности" - 111438,88 тыс. рублей, из них: средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 107074,98 тыс. рублей; средства из внебюджетных источников - 4363,9 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 10 "Информатизация образования Республики Северная Осетия-Алания" - 50521,7 тыс. рублей, из них: субсидия из федерального бюджета - 22373,4 тыс. рублей; средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 28148,3 тыс. рублей. Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 11 "Обеспечение создания условий для реализации государственной программы "Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания" на 2017 - 2020 годы" - 108669,02 тыс. рублей, из них: субсидия из федерального бюджета - 4452,8 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания - 104216,22 тыс. рублей. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2018 N 415) | |
Основные ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1. Достижение к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования. 2. Увеличение доли обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к 2020 году до 95%. 3. Снижение доли общеобразовательных организаций, показавших низкие образовательные результаты (ниже среднего балла по республике) по итогам учебного года и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в которых реализуются мероприятия по повышению качества образования, к 2020 году до 5,6%. 4. Увеличение доли детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, к 2020 году до 70%; 5. Увеличение доли выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности к 2020 году до 60%. 6. Увеличение доли учащихся, подтверждающих качество знаний по осетинскому языку, в общей численности учащихся школ республики, изучающих осетинский язык, к 2020 году до 85% |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.12.2018 N 415) |
Государственная программа "Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания" на 2017 - 2020 годы нацелена на достижение высокого качества образования на всех уровнях - от дошкольного до высшего; на повышение его доступности и личностной ориентированности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; на программы социализации обучающихся и достижение качественно нового уровня развития молодежной политики.
Основные направления развития сферы образования в предыдущий период были связаны главным образом с внедрением ФГОС.
Осуществлен переход на ФГОС начального общего и основного общего образования. В 2016 году 64% обучающихся школ республики обучаются в соответствии с ФГОС.
Развитие системы дошкольного образования рассматривается как фактор повышения качества образования в республике. В связи с этим одной из ключевых задач развития образования республики является принятие мер, направленных на ликвидацию очередности в дошкольные образовательные организации. Доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет составляет 94,41%.
В республике обновляется содержание дополнительного образования и воспитания, которое является важным элементом системы, обеспечивающим реализацию потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных подпрограмм.
Осуществляется интеграция учреждений общего и дополнительного образования детей: на базе государственных организаций дополнительного образования создано 5 республиканских ресурсных центров по развитию основных направлений. Более 14 тысяч обучающихся республики в соответствии со своими потребностями, состоянием здоровья и индивидуальными творческими способностями посещают два и более творческих объединений. Развивается система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей. Реализуются Концепция олимпиадного движения, комплексные планы мероприятий по развитию и поддержке русского языка, по развитию математического образования.
Эффективно функционирует система духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Создана система поддержки и сопровождения одаренных детей. Общее число участников республиканского этапа конференции молодых исследователей в 2016 году составило 631 человек. Во всероссийских этапах научных конференций приняли участие 27 человек, 19 из них стали лауреатами и дипломантами.
Достигнуты успехи в развитии и в поддержке осетинского языка. Впервые была создана технологическая платформа для ведения осетиноязычной версии сайтов; изданы адаптированные тексты нартовских сказаний для начальной школы, осуществлялась поддержка журналов, издающихся на осетинском языке, продолжалась работа по дальнейшему развитию модели национальной школы республики - полилингвальной модели поликультурного образования, по созданию фонда аудио- и видеоматериалов об Осетии; осуществлялся ряд значимых мероприятий по пропаганде осетинского языка.
Остается актуальным вопрос развития сети учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим продолжена работа по созданию безбарьерной среды в муниципальных общеобразовательных учреждениях и по обеспечению дальнейшей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2016 году на создание соответствующих условий для инклюзивного обучения детей израсходовано 29000400 рублей.
По данным мониторинга, основными показателями качества информационно-образовательной среды в образовательных организациях республики является улучшение их материально-технической базы. В результате принятых мер все общеобразовательные организации республики обеспечены доступом к сети Интернет скоростью от 2 Мбит/сек. до 10 Мбит/сек., а также централизованной системой контент-фильтрации.
Осуществляемая в стране и в республике модернизация образования, формирование и обустройство новой модели образовательной организации требовали и требуют соответствия профессиональной компетентности их руководителей и учителей новым вызовам времени. Анализ кадрового потенциала педагогических работников республики показывает следующее: 87,5% педагогов имеют высшее образование, 20,6% из них - высшую квалификационную категорию, 31% - первую. Система повышения квалификации занимает важное место в программных мероприятиях. Особое внимание уделено повышению квалификации учителей-предметников, работающих по программам основного общего и среднего общего образования; предусмотрены отдельные курсы по подготовке к единому государственному экзамену (далее - ЕГЭ) и основному государственному экзамену (далее - ОГЭ) по всем учебным предметам Серьезные меры были направлены на внедрение в сферу образования эффективного образовательного менеджмента.
Оказывается адресная помощь учителям-предметникам в школах, где учащиеся не преодолели минимальный порог по обязательным предметам и показали низкие результаты по итогам государственной итоговой аттестации.
По вопросам введения ФГОС адресная помощь организована преимущественно в форме практико-ориентированных семинаров по актуальным проблемам для руководителей школ, специалистов органов управления образованием и нацелена на изменения в управленческой деятельности, на методическое сопровождение реализации стандарта на муниципальном уровне и уровне образовательной организации.
Устойчивое развитие республики и ее конкурентоспособность во многом определяются эффективной интеграцией науки, образования и бизнеса, что является действенным инструментом развития инновационной экономики.
В связи с этим профессиональное образование рассматривается как один из важнейших факторов формирования нового качества экономики региона. Это потребовало корректировки структуры системы, которая осуществлялась на основе потребностей рынка труда республики. Она нацеливалась на значительное повышение профессиональной квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена, в том числе с установкой на эффективность трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций.
Анализ показал, что республика обладает реальными возможностями для осуществления научных исследований и использования их результатов для целей социально-экономического развития. В этом направлении в течение предыдущих лет в республике сложились признанные в стране и за рубежом научные школы, были созданы научные коллективы по разным отраслям современного научного знания: математике и механике, физике, химии, новых материалов и технологий, биологии, сельскохозяйственных наук и технологий живых систем, по науке о Земле, экологии и рациональному природопользованию; медицине; техническим и инженерным наукам; информационно-телекоммуникационным системам и технологиям; общественным и гуманитарным наукам. Для активизации их деятельности с 2014 года в рамках реализации государственной научно-технической политики в республике проводятся 3 конкурса научных проектов для поддержки эффективной работы в интересах решения приоритетных задач социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания.
Продолжила свое развитие система оценки качества образования, в основу которой положен принцип преемственности всех уровней образования и реализация механизмов государственно-общественного управления образованием. Создан Республиканский центр оценки качества образования, разработаны стандартизированные тестовые задания в рамках проведения электронного мониторинга, позволяющие оценить общеучебные навыки обучающихся, а также образовательные достижения по предметам учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего общего образования.
Очевидно, что за предыдущий этап развития образования в республике достигнуты определенные результаты, которые могут быть основой для дальнейшего повышения качества образования. Задачи, которые будут решаться в рамках данной Программы, носят межотраслевой характер и должны быть направлены на все уровни системы образования, в том числе на образовательные организации, находящиеся в разной ведомственной подчиненности.
Программа должна учитывать национально-региональную специфику республики, главным образом, социально-экономическую и образовательную, и в постановке своих целей и задач исходить из необходимости ее реализации.
Программа будет осуществляться в условиях функционирования в полном объеме Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и Закона Республики Северная Осетия-Алания "Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания", в условиях реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, которые рассматриваются как организационно-управленческие механизмы обеспечения преемственности в стратегическом развитии образования.
Несмотря на определенные достижения в системе образования республики в ходе реализации программы в 2014 - 2016 годах, в настоящее время существует ряд достаточно актуальных проблем, решение которых необходимо для достижения удовлетворенности республиканского сообщества качеством образования. Эти проблемы соотносятся с проблемами развития образования федерального уровня. Обобщенно они представляются как недостаточная социальная эффективность действующей системы образования, в том числе ее отставание от запросов современной экономики и общества.
Не решена в полной мере проблема приведения инфраструктуры образовательных учреждений в соответствие с нормативными требованиями образовательной деятельности учреждений образования, главным образом с требованиями ФГОС нового поколения по всем уровням образования.
Анализ существующей ситуации показал, что предпринятые меры все еще не позволяют решить в полном объеме проблему обеспечения всех нуждающихся в качественных услугах дошкольного образования, что требует активизации работы по внедрению таких вариативных форм дошкольного образования, как группы кратковременного пребывания различной направленности, семейные детские сады, консультативные пункты, лекотеки. Кроме того, приобретают особую актуальность вопросы развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Одновременно это обуславливает и дефицит кадров в системе дошкольного образования. Не в полной мере организована и скоординирована методическая, диагностическая и консультативная помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Материально-техническая база детских садов требует приведения в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования.
В республиканской системе образования существует ряд проблем, связанных, в первую очередь, с введением ФГОС общего образования, наличием малочисленных (малокомплектных) школ в сельской местности, их высокой затратностью и невысоким качеством предоставляемых образовательных услуг, а также необходимостью масштабного внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий.
Качество общего образования республики характеризуется повышением результатов по академическим показателям. Отмечается повышение уровня подготовки выпускников школ, поступающих в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, а также рост числа выпускников, набравших по трем предметам ЕГЭ более 250 баллов. Но при этом остаются значительными резервы повышения академической успешности учащихся, особенно по предметам естественно - математического цикла.
Актуальной социальной проблемой остается обеспечение доступности получения общего, среднего профессионального и высшего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Состояние дополнительного образования детей в республике характеризуют проблемы несоответствия современным требованиям материально-технической базы, кадрового обеспечения, обеспечения доступности для детей "группы риска" и детей с ограниченными возможностями здоровья, недостаточности высокотехнологичных общеобразовательных программ дополнительного образования для детей старшего возраста. Это предполагает модернизацию системы выявления и поддержки талантливых школьников, активизацию их вовлеченности в этот вид деятельности.
Практически не развита служба сопровождения образования, а именно: психологическая, социальная, дефектологическая, валеологическая.