ПОРЯДОК
организации и осуществления сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области
(далее - Порядок)
1. В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:
диагностика замещающей семьи - проведение комплекса мероприятий, направленных на выявление семейного неблагополучия;
договор о сопровождении замещающей семьи - соглашение сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей по сопровождению замещающей семьи;
замещающие родители - усыновители, опекуны или попечители, приемные родители в замещающей семье;
замещающие семьи - семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети);
карта комплексного сопровождения семьи - документ, объединяющий информацию о ребенке (детях), его семье, который составляется для объективного анализа и оценки, разработки и реализации плана по преодолению семейного неблагополучия, оценки динамики результатов, форм и методов работы специалистов организаций, вовлеченных в работу с ребенком (семьей);
разовая консультативная помощь - оказание услуги психолого-педагогической, методической и/или консультационной помощи замещающей семье, не заключившей договор о сопровождении замещающей семьи;
служба сопровождения замещающих семей - организация (структурное подразделение организации), осуществляющая сопровождение замещающих семей в соответствии с договором о сопровождении замещающей семьи;
сопровождение замещающих семей - деятельность, направленная на сохранение замещающих семей, состоящих на сопровождении по договору о сопровождении замещающей семьи, путем оказания им консультативной, психологической, педагогической, правовой, социальной и иной помощи;
специалист службы сопровождения замещающих семей - специалист, непосредственно организующий, контролирующий проведение мероприятий по сопровождению замещающих семей.
2. Цель создания службы сопровождения замещающих семей - содействие воспитанию, развитию, реабилитации, самореализации и подготовке к самостоятельной жизни воспитанников замещающих семей, предотвращение возвратов детей и нарушения детско-родительских отношений.
3. Основные задачи деятельности по сопровождению замещающих семей:
- оказание содействия в создании замещающих семей;
- повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;
- осуществление мониторинга и диагностики уровня благополучия и психологического комфорта детей в замещающих семьях, уровня их развития;
- оказание помощи в решении задач воспитания, развития, реабилитации, обучения приемных детей;
- оказание помощи в решении задач воспитания, развития, реабилитации, обучения приемных детей;
- оказание адресной целевой помощи членам замещающих семей, в соответствии с выявленными потребностями и запросами;
- содействие формированию самоподдерживающего сообщества приемных семей;
- просвещение местного сообщества в вопросах оказания помощи детям-сиротам, приемным семьям, содействие формированию позитивного имиджа замещающей заботы.
4. Основные принципы деятельности по сопровождению замещающих семей:
- принцип добровольности оказания услуг подразумевает, что деятельность специалиста службы сопровождения должна исключать методы прямого или косвенного давления, навязывания услуг или осуществления проверок под видом услуг;
- принцип конфиденциальности подразумевает, что информация, которую получает специалист в ходе работы с замещающими родителями и детьми, не может быть распространена без согласия клиента или его законного представителя, исключая случаи, когда информация касается соблюдения прав и интересов ребенка или угрожает его жизни и здоровью;
- принцип равных возможностей получения услуг подразумевает, что специалист службы сопровождения должен уделять достаточно времени для регулярной работы с каждым замещающим родителем, заключившим договор о сопровождении замещающей семьи, и ребенком, контролю и содействию реабилитации и адаптации каждого ребенка, устроенного в семью;
- принцип компетентности подразумевает, что специалисты службы обязаны использовать в своей работе только проверенные методики работы, принимать взвешенные решения согласно уровню своей компетенции. В случае если работа с ребенком требует привлечения иного специалиста в той или иной области для своевременного решения проблем ребенка, специалист службы сопровождения предпринимает меры по организации ее получения, координации деятельности органов, ее предоставляющих;
- принцип учета особенностей ребенка и ресурсов семьи подразумевает, что в своей работе специалист службы сопровождения должен учитывает пол, возраст, особенности физического, психоэмоционального и умственного развития детей и подростков, их жизненный опыт, возможности замещающих семей в обеспечении воспитания ребенка.
5. Формы деятельности по сопровождению замещающих семей регулируются внутренними локальными актами служб сопровождения замещающих семей.