Действующий

Об утверждении генерального плана городского округа Химки Московской области

20. 3.5. Акустическая обстановка

Для территории городского округа Химки основными источниками шумового загрязнения являются автомобильный, рельсовый и воздушный транспорт. Наиболее мощным источником шума является международный аэропорт Шереметьево (МАШ), имеющий две взлетно-посадочных полосы, рулевые дорожки, комплекс аэродромных сооружений и средств радиолокационного контроля, с 2015 года началось строительство третьей взлетно-посадочной полосы с соответствующим промузлом, а также транспортные магистрали, проходящие по территории ГО, наиболее значимые из них - Октябрьская железная дорога и автомагистрали — автодорога М-10 "Россия" (Ленинградское шоссе), головной участок трассы М11 "Москва-Санкт-Петербург", Международное шоссе, МКАД, расположенная за границей ГО Химки, но характеризующаяся большой интенсивностью движения автотранспорта.

Аавтомобильный и железнодорожный транспорт. В соответствии с действующими санитарными нормами по шумовому загрязнению СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" допустимые эквивалентный и максимальный уровни транспортного шума для территории, непосредственно прилегаюающей к жилым домам (в 2 м от ограждающих конструкций) с 7 до 23 часов составляют 55 дБА и 70 дБА, а с 23 до 7 часов - 45 дБА. и 60 дБА, соответственно. В соответствии с примечанием 2 к табл.3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 эквивалентный и максимальный уровни звука в дБА для шума, создаваемого на территории средствами автомобильного и железнодорожного транспорта, в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона шумозащитных типов жилых и общественных зданий, обращенных в сторону магистральных улиц общегородского значения, железных дорог, допускается принимать с поправкой - = +10 дБА.

Таким образом, в качестве планировочного ограничения на размещение жилой застройки может быть принято положение изофоны 55 дБА или 65 дБА при условии применения шумозащитных мероприятий, а также граница зоны шумового дискомфорта на ночное время по максимальному уровню шума, создаваемому железнодорожным транспортом.

Расчетами оценивались шумовые характеристики потока поездов и определялись размеры зон шумового дискомфорта автомагистралей.

Шумовая характеристика потока поездов определяется суммированием по энергии эквивалентных уровней звука, рассчитанных при движении отдельных видов поездов. Эквивалентный и максимальный уровни звука потока железнодорожных поездов определяются на расстоянии 25 м от оси ближнего пути. Как показали расчеты ширины зоны шумового дискомфорта, по фактору максимального уровня шума, создаваемого при движении различных видов железнодорожных поездов, определяющим для расчета является случай следования грузового поезда в ночное время. Расстояние от крайней колеи, на котором максимальный уровень шума убывает до нормативного значения (60 дБА) при этом составит 560 м.

Проведен расчет шумовых характеристик потоков автомобильного и железнодорожного транспорта, формирующих акустический режим территории. Рассчитана шумовая карта территории городского округа Химки. Расчет шумовой карты территории городского округа Химки выполнялся с целью определения размеров зон шумового дискомфорта автомагистралей, при этом экранирование и отражение звуковых волн существующими зданиями не учитывалось.

Как показали результаты расчетов, территория гогодского округа Химки попадает в зону шумового воздействия основных транспортных магистралей - а/д "Россия", МКАД, Октябрьской железной дороги и введенного в эксплуатацию головного участка автомагистрали М11 "Москва-Санкт-Петербург".

С учетом интенсивности движения автотранспорта на магистралях ширина зон шумового дискомфорта основных транспортных магистралей составляет:

— для Октябрьской железной дороги - около 400 м по эквивалентному уровню звука в час "пик", около 560 м по максимальному уровню звука в ночное время;

— для автодороги "Россия" - около 600 м (55 дБА) и 150 м (65 дБА),

— для МКАД - 450-500 м (55 дБА) и 150 м (65 дБА),

— для введенного в эксплуатацию головного участка трассы М11 "Москва-Санкт-Петербург" - около 400 м (55 дБА) и 85 м (65 дБА).

Зона, где уровень транспортного шума находится в пределах от 55 до 65 дБА, охватывает все жилые кварталы города. Жилые кварталы вдоль ул.9-го Мая, ул. Маяковского и Проспекта Мира в час "пик" движения автотранспорта могут испытывать шумовые нагрузки от 60 до 70 дБА.

В настоящее время часть жилой застройки городского округа (жилые кварталы мкр. Сходня, Подрезково, северная часть жилой застройки мкр. Фирсановка, а также территории, расположенные вдоль автомагистралей восточной части округа) также попадает в зону, где уровень транспортного шума находится в пределах от 55 до 65 дБА.

Часть жилой застройки мкр.Сходни и Фирсановки, попадающая в зону шумового дискомфорта железной дороги, находится в пределах изофон 65-70 дБА.

Введенный в эксплуатацию головной участок трассы М11 оказывает неблагоприятное шумовое воздействие в пределах от 55 до 60 дБА на участки прилегающей жилой застройки мкр. Левобережный и Клязьма-Старбеево. На перспективу для защиты указанных территорий рекомендуется предусмотреть установку шумозащитных экранов со стороны автомагистрали. В основном рассматриваемый участок автомагистрали М11 проходит вне границ территории жилой застройки.

Благоприятной акустической обстановкой характеризуется восточная часть городского округа (мкр. Клязьма-Старбеево, зеленая зона Химкинского лесопарка), юго-западная часть округа (мкр. Новогорск, зеленая зона Новогорского лесопарка), южная часть существующей жилой застройки мкр. Фирсановка. Это связано с достаточным отступом от основных источников транспортного шума (МКАД, автодорога "Россия", Октябрьская железная дорога) данных территорий. Уровень транспортного шума здесь не превышает 55 дБА, т.е. эти территории практически не имеют ограничений по шуму на освоение под новое жилищное строительство.

В менее благополучной ситуации находятся жилые застройки мкр. Сходня и Подрезково, испытывающие шумовое воздействие со стороны Октябрьской ж/д, жилые кварталы мкр. Химки, находящиеся в зоне воздействия со стороны Октябрьской ж/д, автодороги "Россия" и МКАД. Для этих территорий, в первую очередь для примагистральной жилой застройки, необходимо разработка специальных шумозащитных мероприятий. В то же время следует отметить, что зоны акустического дискомфорта от указанных транспортных магистралей устанавливаются по различным факторам: от ж/д - по фактору максимального звука в ночное время, от автомагистралей – по фактору эквивалентного уровня шума в час "пик". Таким образом, зоны их шумового дискомфорта являются как бы "вложенными" друг в друга, что позволяет избежать отчуждения излишних территорий.

Наиболее зашумленные примагистральные территории рекомендуется максимально использовать для развития озеленения. На тех участках, где градостроительная ситуация требует мер по защите от шума существующей жилой застройки в примагистральной территории рекомендуется размещение зданий-экранов (многоэтажные гаражи, предприятия торговли, минипроизводства).

На перспективу по фактору акустического дискомфорта большая часть жилой застройки микрорайонов Химкинского городского округа будет испытывать повышенные шумовые нагрузки со стороны основных транспортных магистралей: Октябрьской железной дороги, скоростной транспортной системы Москва-аэропорт, автодороги "Россия", скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург, МКАД. Для этих территорий, в первую очередь для примагистральной жилой застройки, необходимо разработка специальных шумозащитных мероприятий.

Наиболее зашумленные примагистральные территории существующей жилой застройки микрорайонов Химкинского района рекомендуется максимально использовать для развития озеленения. На тех участках жилой застройки Химкинского городского округа, где градостроительная ситуация требует мер по защите от шума существующих жилых зданий, в примагистральной территории рекомендуется размещение зданий-экранов (многоэтажные гаражи, предприятия торговли, минипроизводства), а для центральной части г.Химки - шумозащитных экранов вдоль а/д "Россия" и железной дороги. Ожидаемое за счет них улучшение составляет 20 баллов.

Международный аэропорт Шереметьево соответствует сертификационным требованиям по III А категории ИКАО, входит в состав аэропортов I класса, является гражданским аэропортом и предназначен для выполнения всех видов полетов на воздушных судах отечественного и зарубежного производства. Аэропорт имеет две взлетно-посадочных полосы, рулевые дорожки, комплекс аэродромных сооружений и средств радиолокационного контроля, с 2015 года началось строительсво третьей взлетно-посадочной полосы с соответствующим промузлом. В районе аэродрома Шереметьево расположено большое количество населенных пунктов, в том числе крупных.

В 2009 году был разработан проект "Обоснование санитарно-защитной зоны Международного аэропорта Шереметьево и зоны санитарных разрывов в районе Международного аэропорта Шереметьево", (РООЭ "Центр экологических инициатив"), получены заключения Роспотребнадзора N 01/5149-10-27 от 07.04.2010 г, Управления Роспотребнадзора по Московской области N 842-тер-04 от 04.08.2010 г. и Управления Роспотребнадзора по г.Москве N 10-15/1709 от 16.08.2010 г.

Источниками шума (наземными) являются: стационарные и от автотранспорта: вентиляционное оборудование, авиационный шум, в том числе от опробования двигателей самолетов, транспортный шум от прилегающих автомагистралей, шум от работы технологического оборудования объектов, связанных с обслуживанием воздушного транспорта. Проектом предусмотрены мероприятия по снижению шумового воздействия на селитебную территорию, включая экранирование источников шума зданиями и ограждениями предприятий, установку глушителей на всасывающие и выбросные воздуховоды вентиляционных систем, установку защитных акустических экранов с эффективностью снижения уровня шума на 12-20 дБА с северо-западной стороны от аэропорта и с юго-восточной стороны от аэропорта в составе Химкинского ГО в сторону дер. Клязьма и дер. Яковлево - (на сегодняшни день кварталов МКР Клязьма-Старбеево ГО Химки).

Разделом рассматриваемого проекта устанавливаются зоны воздействия авиационного шума вдоль стандартных маршрутов взлета, посадки и пролетов воздушных судов от двух и трех взлетно-посадочных полос. В составе парка воздушных судов используются самолеты основных отечественных и иностранных типов. Для выполнения расчетов контура шума учитывались самолеты, эксплуатируемые в 2008 - 2015 г. г. Маршруты выхода воздушных судов из зоны ответственности аэродрома распределяются по 4 направлениям: Челобитьево, Костино, Бужарово, Ивановское.

Зоны шумового дискомфорта рассчитаны с учетом двух и трех взлетно-посадочных полос.

Контуры равного эквивалентного и максимального шума для ночного и дневного времени определяют зону дискомфорта по авиационному шуму. Построение контуров по двум методикам (методика расчета по "Рекомендациям по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума" и методика, соответствующая требованиям ИКАО) выполнено для условий ночной и дневной эксплуатации самолетов аэропорта Шереметьево, по состоянию на 2015 г. Контуры равного звука, определяющие зону воздействия авиационного шума, соответствуют санитарным разрывам, которые устанавливают расстояния вдоль стандартных маршрутов полета, в зоне взлета и посадки самолетов, от источников физического воздействия, уменьшающее это воздействие до значений гигиенических нормативов.

В проекте представлены измерения авиационного шума при взлете, посадке и пролете воздушных судов в окрестностях аэропорта Шереметьево в период интенсивного движения воздушных судов, в точках существующей и планируемой жилой застройки, которые показали удовлетворительное совпадение с результатами расчетов. Измеренные уровни шума составили: в дневное время максимальные - от 52 до 91 дБА. эквивалентные - от 46 до 80 дБА: в ночное время - максимальные - от 48 до 87 дБА. эквивалентные - от 47 до 63 дБА. Наибольшие уровни шума зафиксированы при выполнении взлетно-посадочных операций ИЛ-86, ИЛ-96. В-747-200, В-737500, А-321, ТУ-134, ТУ-154. Превышение допустимых максимальных уровней звука зафиксировано: в пос. Шереметьевский (на границе за пределами ГО Химки) в дневное время на 6 дБА, в ночное время на 14 дБА; в п. Черкизово (Пушкинский рн) - в дневное время на 2 дБА. в ночное время на 5 дБА; в Молжаниново (г.Москва)- в ночное время на 3 дБА. При построении контуров звука, определяющих зону воздействия авиационного шума, определены наибольшие расстояния от ВПП до границ шумового дискомфорта.

В проекте выполнены вычисления эквивалентного и максимального шума, построены контуры допустимых уровней звука (в соответствии с ГОСТ 22283-88: эквивалентного уровня шума для дня - 65 дБА, для ночи - 55 дБА; максимального уровня шума для дня - 85 дБА. для ночи - 75 дБА). В соответствии с требованиями СН 2.2.4/2.1.8.562-096 и по новому ГОСТ 22283-2014 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения", по которму критерии на вновь проектируемых территориях жилой застройки ужесточены: эквивалентный уровень шума для дня - 55 дБА, для ночи - 45 дБА; для максимального уровня шума для дня - 75 дБА. для ночи - 65 дБА.