На состояние загрязнения атмосферного воздуха оказывают влияние ряд объектов промышленности и теплоэнергетики со стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также транспортные потоки автомагистралей. Автомобильный транспорт является одним из наиболее значимых вкладчиков в загрязнение атмосферного воздуха.
В составе генерального плана были выполнены расчеты массы выбросов загрязняющих веществ от автомагистралей и их рассеивания в атмосфере, определяющих загазованность территорий. Для оценки уровня загрязнения атмосферы на территории городского округа Химки выбросами от автотранспорта был выполнен расчет рассеивания загрязняющих веществ, в результате которого получены поля приземных концентраций по каждому ингредиенту, характеризующие наивысшие потенциально возможные в каждом расчетном узле концентрации загрязняющих веществ..
Расчет выполнялся по следующим ингредиентам:
- углерода оксид;
- углеводороды (транспортные);
- азота диоксид;
- азота оксид;
- сернистый ангидрид;
- сажа.
Поскольку в Московском регионе используется только неэтилированный бензин, расчет массы выбросов и, соответственно, рассеивания аэрозоли свинца не выполнялся.
Уровень загазованности примагистральных территорий определяется интенсивностью и структурой транспортных потоков. Для улично-дорожной сети жилой части городского округа Химки характерна сравнительно низкая интенсивность потоков автотранспорта и незначительная доля грузового и общественного транспорта. При интерпретации результатов расчетов следует учитывать, что параметры окружающей среды, принятые для расчетов, соответствуют гипотетической наихудшей по условиям рассеивания ситуации, совпадающей по времени с максимальными выбросами источников. Очевидно, что в другие часы (как ночные, так и дневные) экологическая ситуация на рассматриваемой территории будет лучше, чем приведенная по результатам расчетов.
Произведенные расчеты показали, что территория городского округа Химки характеризуется невысоким по сравнению с Москвой фоновым загрязнением воздуха выбросами автотранспорта. Основными вкладчиками в загрязнение атмосферы являются МКАД с юга, автодорога "Россия", пересекающая город с юго-востока на северо-запад и делящая Химкинский район на две части, скоростная дорога Москва-Санкт-Петербург.
Большая часть городского округа Химки попадает в зону, где расчетные фоновые концентрации в приземном слое воздуха превышают 1.0 ПДК. Средняя фоновая концентрация азота диоксида на существующее положение для территории округа составила 0.31 ПДК, минимальное и максимальное её значения составили соответственно 0.04 и 3.8 ПДК. При этом основной вклад в загрязнение вносят магистрали федерального значения - МКАД, а/д "Россия", М-11. Значения фоновых концентраций вдоль а/д "Россия" в час "пик" могут достигать 1.0-2.0 ПДК в центральной части округа, до 2.0-3.0 ПДК на примагистральной территории МКАД. Фоновые концентрации азота диоксида, обусловленные выбросами скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург, на примагистральной территории Химкинского лесопарка могут достигать 1.0-3.0 ПДК. Собственное влияние улично-дорожной сети городского округа выражено в поле приземных концентраций слабо, максимальные значения до 0.3 ПДК.
Наиболее благополучными по фактору фонового загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта следует признать западную и восточную части городского округа Химки (мкр. Сходня, Фирсановка, Новогорск, Старбеево, зеленая зона Новогорского и Химкинского лесопарков), расчетные значения фоновых концентраций на этих территориях не превышают 0.5 ПДК по азота диоксиду и 0.10 ПДК по углерода оксиду. Фоновые концентрации азота диоксида, обусловленные выбросами автомагистралей, на территории Химкинского лесопарка составят не более 0.5 ПДК для населения, что в пересчете на ПДК для зеленых насаждений составит 1.0 ПДКф.т., на территории Новогорского лесопарка - не более 0.3 ПДК для населения, что для зеленых насаждений составит меньше 0.7 ПДКф.т.
На перспективу структура загрязнения атмосферы выбросами автотранспорта в целом сохранится. Однако, увеличение интенсивности движения автотранспорта и развития улично-дорожной сети Химкинского городского округа ведет к росту фоновых концентраций по всем примесям. Основными вкладчиками в загрязнение атмосферы по-прежнему будут являться МКАД, автодорога "Россия", скоростная дорога Москва-Санкт-Петербург. Изолинии приземных фоновых концентраций на уровне более 1.0 ПДК будут охватывать всю территорию города Химки и мкр Левобережный, часть жилой застройки микрорайонов Клязьма-Старбеево и Планерная. Собственное влияние улично-дорожной сети городского округа Химки, даже с учётом её развития, выражено в поле приземных концентраций слабо. Наиболее четко прослеживается зона максимального фонового загрязнения примагистральных территорий автодороги "Россия", скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург и соединяющей автомагистрали, значения фоновых концентраций вдоль а/д "Россия" и скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург в час "пик" могут достигать 3.0-5.0 ПДК.
На перспективу наиболее благополучными по фактору фонового загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта следует признать западную часть Химкинского района (жилая зона микрорайоны Фирсановка, Сходня Подрезково, Новогорск, зеленая зона Новогорского лесопарк). Расчетные значения фоновых концентраций на этих территориях не превышают 0.3-0.7 ПДК по азота диоксиду и 0.3 ПДК по углерода оксиду.
В менее благополучной ситуации находятся жилые кварталы Новоподрезково, Кирилловка, попадающие в зону влияния автодороги "Россия" по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха, жилые кварталы мкр. Химки, попадающие в зону влияния автодороги "Россия" и МКАД. Фоновое загрязнение воздуха выбросами автотранспортана на территории Новоподрезково, Кирилловки находится на уровне 1.0-2.0 ПДК. Для жилых районов г.Химки, п.Левобережный, части жилой территории мкр.Клязьма-Старбеево и примагистральной территории Химкинского лесопарка, попадающие по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха в зону влиянии автодороги "Россия", МКАД и скоростной дороги Москва-Санкт-Петербург, фоновое загрязнение воздуха выбросами автотранспорта на территории жилых кварталов прогнозируется на уровне 1.0-3.0 ПДК. Результаты расчета фонового загрязнения территории городского округа Химки выбросами автомагистралей подтверждают прогнозируемый высокий уровень загазованности этой территории.
При разработке проектной документации строительства новых автомагистралей рекомендуется разработать следующие мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта: установка в пределах жилой зоны экранов (стен) высотой 5-6 м, максимально использовать примагистральные территории для развития озеленения. При этом следует учитывать способность определенных видов растений: противостоять чрезмерным газопылевым выбросам, создавать придорожный ландшафт, положительно действующий на восприятие водителем изменения дорожной обстановки, обеспечивать максимальную пылезащиту, снижение концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе. Снижение концентраций загрязняющих веществ может достигать от 10 до 20 % за зелеными насаждениями (в летнее время) и около 40 % за экранами.