МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 28 ноября 2018 года Дело N 3а-786/18

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ракуновой Л.И.

при секретаре М.Е.И.

с участием прокурора Ганцевой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-786/18 по административному исковому заявлению Я.В.Н. о признании недействующим Закона Московской области от 20.06.2018 года N 85/2018-ОЗ "О границе Дмитровского городского округа" в части установления границ Дмитровского городского округа Московской области по координатам узловых точек N 2098, 2099, 2100, указанных в приложении 2, и о признании недействующим Закона Московской области от 16.12.2015 года N 227/2015-03 (с изменениями от 21.03.2017) "О границе городского округа Мытищи" в части установления границ городского округа Мытищи Московской области по координатам узловых точек N 1128, 1129, 1130, указанных в приложении 2,

установил:

Я.В.Н. (далее - административный истец) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Московской областной Думе, Губернатору Московской области о признании недействующим Закона Московской области от 20.06.2018 года N 85/2018-ОЗ "О границе Дмитровского городского округа" в части установления границ Дмитровского городского округа Московской области по координатам узловых точек N 2098, 2099, 2100, указанных в приложении 2, и о признании недействующим Закона Московской области от 16.12.2015 года N 227/2015-03 (с изменениями от 21.03.2017) "О границе городского округа Мытищи" в части установления границ городского округа Мытищи Московской области по координатам узловых точек N 1128, 1129, 1130, указанных в приложении 2.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности, в ходе судебного разбирательства уточнила требования, просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Закон Московской области от 20 июня 2018 года N 85/2018-ОЗ "О границе Дмитровского городского округа" (далее - Закон Московской области о границе Дмитровского городского округа) в части указанных в приложении N 2 геодезических данных (координат поворотной точки) границ Дмитровского городского округа Московской области:

точки

Координаты в системе МСК-50

X

Y

2099

506016,19

189527,19


и признать недействующим Закон Московской области от 16 декабря 2015 года N 277/2015-03 "О границе городского округа Мытищи" (далее - Закон Московской области о границе городского округа Мытищи) в части указанных в приложении N 2 геодезических данных (координат поворотной точки) границ городского округа Мытищи Московской области:

точки

Координаты в системе МСК-50

X

Y

2129

506016,19

189527,19


В обоснование административного иска административный истец и его представитель указывают, что установленные названными законами Московской области границы Дмитровского городского округа и городского округа Мытищи в оспариваемых частях имеют наложение границ на принадлежащий административному истцу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. В результате такого наложения часть земельного участка административного истца оказалась расположенной на территории городского округа Мытищи, в то время как участок относится к территории поселка Некрасовский, входящего в состав Дмитровского городского округа. Расположение земельного участка в двух городских округах препятствует распоряжению земельным участком с учетом вида его разрешенного использования. Полагают, что указанные нормативные правовые акты в оспариваемых частях противоречат положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушают права административного истца на владение земельным участком.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержала заявленные требования, представлены письменные пояснения (л.д. 108-110 т. 2).

Представители административных ответчиков - Московской областной Думы и Губернатора Московской области, представители заинтересованных лиц - Главного управления территориальной политики Московской области, администрации городского округа Мытищи Московской области не оспаривая факт наложения границ земельных участков истца на территорию городского округа Мытищи вследствие принятия оспариваемых Законов Московской области, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, ссылаясь на соблюдение процедуры принятия оспариваемых Законов и согласование границ всеми заинтересованными муниципальными образованиями.

Представителем заинтересованного лица - администрации Дмитровского городского округа Московской области вопрос об удовлетворении административного иска оставлен на усмотрение суда.

Представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц представлены письменные возражения, объяснения относительно административного иска, поддержанные в судебном заседании (л.д. 112-115, 117-132, 139-143 т. 2).

Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, дав оценку установленным при рассмотрении настоящего административного дела доказательствам по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, приходит к следующему.

Как следует из пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктом 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение границ муниципальных образований в установленном порядке.

Согласно статье 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о местном самоуправлении) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Муниципальными образованиями являются городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа.

В состав муниципального района входят несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в состав городского округа - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (статья 2 Федерального закона о местном самоуправлении).

В силу положений пункта 12 части 1 статьи 11 Федерального закона о местном самоуправлении территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории одного поселения, городского округа (пункт 12).

Как следует из предписаний пункта 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований (или) границы населенных пунктов.

Судом установлено, что в целях организации на территории Московской области местного самоуправления Московской областной Думой были приняты закон Московской области от 16 декабря 2015 года N 227/2015-03 "О границе городского округа Мытищи" и закон Московской области от 20 июня 2018 года N 85/2018-ОЗ "О границе Дмитровского городского округа".

Законы Московской области подписаны высшим должностным лицом Московской области - Губернатором Московской области и опубликованы в официальном издании "Ежедневные Новости.

Подмосковье" N 242 от 24 декабря 2015 года N 119, 03 июля 2018 года соответственно, а также опубликованы на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru - 18 декабря 2015 года и 21 июня 2018 года соответственно (л.д. 144-150 т. 2).

Законом Московской области от 10 октября 2017 года N 167/2017-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О границе городского округа Мытищи", Закон Московской области "О статусе и границе городского округа Лобня", Закон Московской области "О статусе и границе городского округа Химки" и Закон Московской области "О статусе и границах Солнечногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" (принят постановлением Мособлдумы от 21 сентября 2017 года N 13/30-П) были внесены в Закон Московской области о границе городского округа Мытищи изменения, не повлиявшие на определение геодезических данных (координат поворотных точек) земельного участка административного истца, установленных приложением 2 названного законом Московской области в редакции закона от 16 декабря 2015 года.

С учетом приведенных в отношении названных законов Московской области сведений, судом проверен и признан соблюденным установленный статьей 15 Закона Московской области от 20.11.1996 года N 52/96-ОЗ "О порядке принятия, обнародования, вступления в силу и хранения Устава Московской области и законов Московской области") порядок принятия, обнародования, вступления в силу Закона Московской области о границах городского округа Мытищи и Закона Московской области о границах Дмитровского городского округа.

Порядок принятия и опубликования указанных Законов Московской области лицами, участвующими в административном деле, не оспаривается.

Законом Московской области о границах Дмитровского городского округа Дмитров утверждена граница Дмитровского городского округа Московской области.

Законом Московской области о границах городского округа Мытищи утверждена граница городского округа Мытищи Московской области (л.д. 81-120 т. 2).

Границы названных муниципальных образований установлены согласно картам (схемам) и геодезическим данным границ (приложение 2 к названным Законам Московской области, координаты в системе МСК-50), являющимся неотъемлемыми частями данных нормативных правовых актов.

Указанные Законы Московской области содержат также положение о том, что геодезические данные, содержащиеся в приложении 2 к Законам, являются приоритетными и применяются для установления прохождения границ муниципальных образований на местности, а также при рассмотрении вопросов градостроительства и землеустройства (часть 1 статьи 2 Закона Московской области о границе городского округа Мытищи, часть 1 статьи 2 Закона Московской области о границе Дмитровского городского округа).

Из сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости следует, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2092 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты> участок с определением его границ поставлен на кадастровый учет 2 декабря 2009 г. (т. 1 л.д. 12-15 т. 1).

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) уведомлением от 25 декабря 2017 г. приостановило, а затем уведомлением от 21 сентября 2018 г. отказало административному истцу в государственной регистрации земельного участка площадью 1062 кв.м, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, с указанием на то, что одна из границ существующего и образуемого в нем земельного участка пересекают границу населенного пункта д. Сухарево городского округа Мытищи (л.д. 17-18 т. 1, 58 т. 2).

Административный истец представил заключение кадастрового инженера В.Н.А. (N квалификационного аттестата <...>) от 25 сентября 2018 года, которое не оспаривалось в судебном заседании представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц, из которого следует, что при проведении кадастровым инженером контрольных измерений земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлено, что границы участка пересекают границу Дмитровского городского округа Московской области (номера узловых точек 2098, 2099, 2110), установленную Законом Московской области от 20.06.2018 N 85/2018-03 "О границе Дмитровского городского округа" и городского округа Мытищи Московской области (номера узловых точек 1130, 1129, 1128), установленную Законом Московской от 16.12.2015 N 227/015-03 "О границах городского округа Мытищи", в результате чего участок частично оказывается включенным в границы городского округ Мытищи Московской области.

Фактические границы земельного участка существуют на местности более 15 лет, расположены в исторически сложившихся границах населенного пункта - поселок Некрасовский Дмитровского городского округа.

На земельном участке имеется жилой дом 1950 года постройки.

Согласно материалов публичной кадастровой карты, земельный участок полностью расположен в границах кадастрового района - Дмитровский (л.д. 59 т. 2).

Оснований не доверять заключению кадастрового инженера у суда не имеется.

Судом установлено, и не оспаривается представителя лиц, участвующих в деле, что в нарушение требований вышеназванных положений статьи 11 Федерального закона о местном самоуправлении и статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в результате установления Законами Московской области границ городского округа Мытищи и границ Дмитровского городского округа Московской области земельный участок административного истца оказался отнесен к территории различных муниципальных образований - городского округа Мытищи и Дмитровского городского округа.

Нарушение требований закона при установлении границ указанных муниципальных образований препятствует, как установлено при рассмотрении настоящего административного дела, административному истцу в реализации права собственника земельного участка.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Законы Московской области о границах городского округа Мытищи и границах городского округа Дмитров в оспариваемых частях приняты с нарушением вышеприведенных положений федерального законодательства, нарушают права административного истца, в связи с чем указанные нормативные правовые акты в данных частях подлежат признанию недействующими.

Изложенное, вопреки доводам представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, позволяет прийти к выводу о том, что действующее на дату принятия Законов Московской области о границах городского округа Мытищи и границах Дмитровского городского округа в оспариваемых частях законодательное регулирование не предполагало возможность включения принадлежащего административному истцу земельного участка в территорию двух муниципальных образований.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.

С учетом изложенного в настоящем решении, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к суждению об их достаточности для вывода об удовлетворении административного иска по заявленным требованиям.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании в котором были опубликованы или должны быть опубликованы оспоренные положения нормативных правовых актов.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 215 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска оспариваемый нормативный правовой акт признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что до вынесения решения судом нормативные правовые акты в оспариваемых частях применялись в отношении административного истца, имеются основания для признания их недействующим в оспариваемой части со дня принятия.

Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

решил:

административное исковое заявление Я.В.Н. удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Закон Московской области от 20 июня 2018 года N 85/2018-ОЗ "О границе Дмитровского городского округа" в части указанных в приложении N 2 геодезических данных (координат поворотной точки) границ Дмитровского городского округа Московской области:

точки

Координаты в системе МСК-50

X

Y

2099

506016,19

189527,19